Вторник, 27.06.2017, 11:40

Газета "Воскресные вести"

Главная » Статьи » Разное

«И БУДУТ ДВОЕ ОДНА ПЛОТЬ»
Во имя Отца, Сына и Святаго Духа!

Благословение родителей своим детям – это не только знак внимания и родительской заботы, но и великая заградительная сила от всевозможных бед и напастей. Зная об этом, заботливые родители даже из дома никогда без благословения детей не отпускали. Благочестивые детки, отходя ко сну, сами подходили под родительское благословение. Склоняясь над спящим малышом, мать не ленилась лишний раз осенить своё чадо Крестным знамением с верою в силу Честнаго Животворящего Креста. Для этого пальцы правой руки складывались в обычном перстосложении. Большой, указательный и средний пальцы сложены вровень – это символическое выражение Святой Троицы. Безымянный палец и мизинец плотно прижаты к ладони – это символическое выражение двух природ Иисуса Христа. Божественной и человеческой. При этом произносились краткие молитвы. Например: «Господи, благослови», «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь», «Огради, Господи, чадо моё от всякого зла силою Честнаго и Животворящего Креста». В особых случаях, например, перед путешествием, каким-либо делом, или бракосочетанием родители благословляли своих детей святыми образами – иконами. В таких случаях дети вставали перед родителями, держащими в руках святые иконы, на колени, а родители с молитвою, например: «Бог да благословит вас дети, и мы благословляем», осеняли их иконой (сверху вниз и справа налево по отношению к детям) и давали прикладываться к ней.

Согласно православному обычаю, люди, вступающие в брак, сначала регистрируют свои отношения в государственных органах, ЗАГСе и затем над ними совершается Таинство венчания в храме. Встречаются пары, которые просят повенчать, но не желающие оформить свои отношения в государственных органах. Это лишь свидетельство явного или скрытого лукавства как по отношению друг к другу, так и по отношению к Богу. Да и просто нарушение Закона. Как правило, за этим стоит лишь легкомысленный интерес к обрядовой стороне Таинства Брака, а не глубокое понимание его духовного смысла. Регистрация брака всегда была прерогативой светских властей, и только в VII веке это было переадресовано Церкви.

В отношении свадебных обрядов (которых существует множество в зависимости от традиций тех или иных народов, местностей или социальных различий) Церковь советует своим чадам оставаться «в благочестии и чистоте», не предаваться безудержному разгулу, избегать языческих обрядов, например, втыкания булавок в одежду «от сглаза». Этим самым унижается достоинство Креста, который носит на своей груди православный человек. «Крест хранитель всей вселенной» - так говорится о силе, которая присуща Животворящему древу, на котором была совершена Великая Жертва Христова, так неужели нательного креста не достаточно, чтобы человек себя чувствовал защищенным от разных напастей. Сыпание по карманам жениха пшена, шатание «ряженых» также относится к разряду «народных» (читай – языческих) обычаев, хотя, как правило, они-то и составляют «развлекательную часть», особенно на второй день и пр.

Слово свадьба происходит от слов свадить, сводить. И на свадебном пиру гости выражали свою радость по поводу соединения молодожёнов в единую семью, в православном понимании – в единый организм, в единое тело. О чём недвусмысленно сказано в Священном Писании: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть». (Быт.2:24.)

В христианстве брак благословляется с апостольских времён. «Как изобразить счастье Брака, одобряемого Церковью, освящаемого её молитвами, благословляемого Богом!» - так писал церковный писатель Тертуллиан в III веке. Брачному обряду в древности предшествовало обручение, которое было актом гражданским и совершалось согласно местным обычаям и установлениям, насколько, разумеется, это было возможно для христиан. Из ветхозаветных обычаев в наших традициях сохранилось дарение подарков жениха невесте и родителям, составление брачного договора, которым определялись взаимные обязательства будущих мужа и жены, торжественное благословение брачащихся. Также из ветхозаветного времени сохранился обычай разбивать женихом чашу о стену, если невеста была девицей, или о землю, если она была вдовой. (Этот обряд должен был напоминать о разрушении Иерусалима). В христианской традиции обручение сопровождалось обрядом соединения рук жениха и невесты, кроме того, жених дарил невесте кольцо, которое было изготовлено из железа, серебра или золота – в зависимости от состоятельности жениха. Климент, епископ Александрийский писал: «Мужчина должен дать женщине золотое кольцо не для внешнего украшения её, но для того, чтобы положить печать на хозяйство, которое с тех пор переходит в ее распоряжение и поручается ее заботам». Выражение «положить печать» означает то, что в те времена кольцо (перстень) служило одновременно и печатью. Христиане вырезали на своих перстнях печати с изображением рыбы, якоря, птицы и других христианских символов. Обручальное кольцо надевалось обычно на четвёртый (безымянный) палец левой руки. На уровне представлений того времени один из тончайших нервов этого пальца непосредственно соприкасается с сердцем – такие анатомические особенности и дали основание этому обряду.

Но самое главное, чтобы за обрядовостью люди не забывали главное предназначение Брака – погружение в жизнь, входя в нее через другую личность. Это познание и жизнь дает то чувство завершенной полноты и удовлетворения, которое делает нас богаче и мудрее. Эта полнота ещё усугубляется с возникновением из двоих, слитых вместе, - третьего, их ребёнка. А возглас «горько!» при котором молодожены льнут друг ко другу с супружеским лобзанием и должен свидетельствовать о том, что в горькие минуты совместной жизни супруги также будут стремиться друг ко другу. «Друг друга тяготы носите, и тако исполните Закон Христов». (Гал.6:2.)

При совершении Таинства венчания на головы молодоженов возлагаются венцы. Из - за внешнего сходства их часто принимают за короны – символы царской власти. Но это не символы власти друг над другом. В древности венцами увенчивали главы мучеников, пострадавших за Христа. И в данном случае это символы терпения. А в браке это качество одно из основополагающих. И плохо приходится той семье, где об этом не помнят. Муж, по слову Апостола, должен любить свою жену, как себя самого, как собственную плоть «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа. (К Ефесянам 5:27-33)

При последних словах этой цитаты, иногда некоторые молодые люди локотком своих жен легонько толкают – «смотри, мол, у меня не балуй». Но здесь речь идет не о запугивании, не о животном страхе, как, например, перед диким зверем или разбойником на большой дороге, речь идет о Страхе Божием. Жена обязана иметь страх Божий по отношению к своему супругу, не желая его чем-либо обидеть или оскорбить. И тогда ни одна «житейская буря» не сможет опрокинуть или разбить семейный корабль.

Аминь.

Клирик храма Воскресения Христова г. Дзержинска иерей Сергий Муратов



Источник: ПРИ ЦИТИРОВАНИИ ССЫЛКА НА АВТОРА СТАТЬИ ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Категория: Разное | Добавил: Allex (22.06.2009)
Просмотров: 1205