Четверг, 17.08.2017, 00:28

Газета "Воскресные вести"

Главная » Статьи » Репортажи

Православие в Америке (в редакцию пришло письмо из-за океана)
Многие в нашем храме помнят молодую прихожанку Ольгу с младенцем Арсением. В конце прошлого года судьба забросила ее в США. А недавно мы получили от Оли письмо из-за океана, в котором она рассказывает о перипетиях жизни православного в Америке. Это письмо адресовано и вам, уважаемые читатели.

ПОИСКИ ЦЕРКВИ

Я живу в небольшом городке штата Огайо. На 30 000 местных жителей приходится 50 церквей, большей частью христианских. Среди них две католических, а остальные – разнообразные протестанские. На въезде в город можно увидеть целый ряд вывесок с их названиями и эмблемами: «Церковь методистов», «Епископальная церковь», «Доброго пастыря», «Радостного исцеления» и т.д. В общем, присутствуют все, кроме православных.

По интернету я стала искать ближайший православный храм. И оказалось, что приходов, называющих себя «православными» и даже «русскими православными» в Штатах полно, но все они ничего общего не имеют с РПЦ. После тщательного отсева самозванцев мне удалось установить список приходов РПЦ МП. Их в США 33, включая 1 монастырь (5 насельников). Ближайший к нам храм – в 4 часах езды.

Кроме РПЦ, здесь можно ходить в одну из поместных церквей (греческую, американскую, антиохийскую и т.д.). Богослужебный язык в большинстве приходов, в том числе и МП – английский. Иногда служат на родном (церковнославянском, греческом).

Еще есть РПЦ Зарубежом. Но здесь мне не все понятно. В одном месте я читала, что с ними у РПЦ нет евхаристического общения, в другом - что в ситуации типа моей допустимы исключения. Все это надо решать индивидуально со своим духовником. Вообще, я только сейчас, что называется на своей шкуре, почувствовала всю болезненность этого разделения. И службы там по-русски, и иконы все наши (портрет-икона преп.Серафима Саровского, Харбинская икона Божией Матери Всех скорбящих Радости), и святыни (медальон с частицей стены из Ипатьевского дома, обрызганой кровью Царственных Новомученников), а - нельзя.

Ввиду такого большого количества церквей, называющих себя «православными», местной «Ассоциацией православных священнослужителей» был разработан подробный список критериев, при помощи которых можно определить, является ли та или иная церковь канонической.

Так обстоят дела в нашей провинции. В больших городах (Нью-Йорк, Вашингтон, Сан-Франциско), на Аляске, а также там, где исторически живут наши эммигранты, найти православный храм гораздо проще.

Да, хорошо дома было, никаких проблем. Доехал себе на троллейбусе до остановки «Поликлиника», и удовлетворяй свои религиозные нужды, сколько хочешь.

У ГРЕКОВ

Наконец, мои поиски увенчались успехом. Раз в месяц в наш город приезжает священник из греческой церкви и служит Божественную Литургию. Происходит это в подсобном помещении одной из местных церквей. Собирается человек 20-30, в основном греки. Есть также пара человек из Румынии, из Болгарии, ну и я – из России. Служба отличается от нашей только языком – здесь служат на английском и, частично, греческом. «Символ веры», «Отче наш» и еще некоторые поются на обоих языках по очереди. Я без труда узнавла знакомые песнопения и молитвы, когда их пели по-английски. По-гречески же кроме «Кирие, елейсон» я ничего не понимала, но почему-то на этом языке служба звучала более органично, чем на современном английском.

Некоторые различия все же бросились в глаза. Если у нас в конце службы прикладываются к кресту, то здесь священник обходит прихожан, раздает кусочки просфоры, благословляет каждого, а некоторым говорит что-то лично (типа «Как дела?» или «Вы прекрасно сегодня выглядите»). Прихожане лобызают священнику руку.

Крестное знамение они творят немного по-другому - тоже справа налево, но как-то меленько, не выходя за рамки грудной клетки. Только священник крестится, поднося руку ко лбу и плечам. И реже они крестятся, за всю службу несколько раз, и поклонов не делают. Правило для собирающихся приступить к принятию Святых Тайн: «Осените себя крестным знаменем, после слегка наклоните голову, поднесите плат к подбородку, назовите свое имя».

Прислуживал диакон (а может, алтарник), одетый в обычный пиджак и красный галстук. Алтарем служил простой стол, так как происходило все в очень небольшом помещении. Иконостас, соответственно, тоже был обозначен достаточно условной низенькой перегородкой. Но это из-за недостатка места, а в больших храмах, наверное, все по-другому.

Для прихожан были предусмотрены скамьи (как в католическом храме), но все оставались на ногах большую часть службы. Роль певчих исполняли сами прихожане, которые держали в руках книжечки с последованием всей службы.

После Причастия не запивали теплотой, а просто брали просфору. Но самого последования службы эти различия не касались. Одним словом, «единство в главном, свобода в прочем».

После службы бывает чаепитие, где люди просто общаются друг с другом. Выяснилось, что большинство прихожан – либо студенты, либо университетские профессора, вообщем, из интеллигенции. Во время чаепития священник раздавал всем крещенскую воду. Маленькие такие бутылочки (25 мл), на каждой аккуратная пробочка и этикетка «святая вода». И никаких очередей с трехлитровыми банками!

БОЖЕ, БЛАГОСЛОВИ АМЕРИКУ!

«God bless America!» Этот лозунг является чуть ли не национальным. Его можно увидеть везде – на посуде, на одежде, на автомобилях. Америка считается традиционно христианской страной. Президент Буш в своих речах то и дело прибегает к цитатам из Писания. Да и обилие христианских церквей всех оттенков говорит о многом.

А вот еще один лозунг: «Дай волю своим страстям! Без них жизнь скучна!». Его я увидела на бегущей строке в университете, и он говорит о многом. Нет, это была не реклама какого-то товара, а просто так, напоминание студентам, как нужно относиться к жизни...

А вот еще один: «Пепси! Всегда с тобой». Замечательно то, что он размещен над главным входом одной из христианских церквей...

В начале Великого поста один знакомый спросил меня, от чего именно я собираюсь отказаться в этом году. Я ответила, что в православной традиции подобные вопросы не принято решать самому, да и вообще у нас по этому поводу предписания совершенно четкие. Оказалось, что здесь дела обстоят несколько иначе. Как правило, люди отказываются только от лакомств и/или развлечений (по крайней мере, некоторых), наиболее продвинутые – от телевизора.

Меня очень озадачила реклама в одном супермаркете: «Если Вы в течении всего поста купите у нас продуктов на $500, то вы получите бесплатно пасхальную индейку!» Чтобы прокормиться семье из 3 человек, в месяц нужно примерно $250-300. Теперь представьте, каких же это деликатесов и в каких количествах надо умудриться купить за 6 недель на сумму $500. И при чем тут пост?

Еще один вопрос, который меня заинтересовал: по какому принципу человек выбирает из такого многообразия церковей ту, куда он будет ходить? Поговорив с несколькими людьми, я пришла к выводу, что чаще всего это идет из семьи, передается, так сказать, по наследству. Иногда человек меняет церковь и переходит в другую. Так например, семья президента Буша сменила уже 3 церкви. А иногда... впрочем, тут я просто приведу отрывок из своего разговора с одним американцем.

Я: «А у нас в храме скамеечек нет и народ в основном стоит».

ДЖИМ: «Уау! Да ты что, если у нас какой-то священник решит, что у него на службе все должны стоять – да в эту церковь никто ходить не станет!»

То есть выбор конфессии осуществляется исходя из наличия/отсутствие лавочек в храме.

В чем-в чем, а в комфорте американцы толк знают. Их церкви построены с таким расчетом, чтобы человек мог стоять, не касаясь соседа, да еще и имея дополнительное пространство вокруг себя. Здесь очень трепетно относятся к «личной зоне другого» и стараются не нарушать ее. Церкви из-за этого строятся очень большие. А мне подумалось вот что. Если местных прихожан «уплотнить» до степени, присущей дзержинскому храму во время воскресной обедни, то все верующие города убрались бы в одно помещение...

Самое главное правило, которое надо запомнить, находясь в Америке – ты обязан вести себя «политкорректно», в смысле, избегать открытого проявления своих религиозных убеждений, если это может как-то задеть других людей. Например, отпуская учеников на каникулы, преподаватель должен сказать им не «Счастливого Рождества!», как это было раньше, но «Веселых каникул!». Потому что в классе может оказаться ребенок из иудейской семьи, и преподаватель «оскорбит его религиозные чувства» своим пожеланием.

КАЛЕНДАРНЫЙ ВОПРОС

Большинство церквей в Америке живут согласно григорианскому календарю. Это значит, что все праздники оказываются сдвинутыми по сравнению с нашими: Рождество отмечается 25 декабря, Пасха начинаюеся на неделю позже и т.д. По этому календарю живут протестанты, католики и некоторые из поместных церквей (например, Элладская, Американская, Румынская и др.). Несмотря на различия в годовом круге богослужения, Пасху все православные празднуют в один день.

Вообще, чтобы узнать о грядущем церковном празднике, вовсе не обязательно иметь под рукой календарь. Достаточно просто заглянуть... в ближайший супермаркет. Если все витрины там оформлены в красно-зеленых тонах – значит, скоро Рождество. Если в добавок к этому везде развешаны сапожки-сувениры, значит, еще не минуло 6 декабря, когда на Западе празднуют память св. Николая. Если все попсово-розовое и в сердечках – значит, грядет праздник, который они называют «днем св. Валентина». Если все товары вдруг позеленели и приняли форму клеверного листочка – значит, все пьют пиво в честь св. Патрика, просветителя Ирландии. Если возле каждой кассы вам улыбается плюшевый кролик, сидящий на кучке желтой соломы – скоро Пасха. Почти каждый из больших праздников соответствующим образом обыгран в торговле, сфере обслуживания и рекламе, задача которых - побольше зарабатывать на таких вот праздниках. Не случайно даже Папа Римский в одном из своих выступлений посетовал на «определенный потребительский менталитет», из-за которого религиозный праздник рискует утратить свой истинный смысл «и становится частью рекламного бизнеса».

МОЖНО ЛИ СПАСТИСЬ В АМЕРИКЕ?

В Америке жить очень удобно. Все сделано для человека, все предусмотрено, обо всем за тебя подумали. Даже имея очень небольшой доход, с голоду здесь все равно не пропадешь. Здесь чувствуешь себя в полной безопасности. Там, где я живу, очень мягкий климат, как на крымском курорте.

Эта сытость одурманивает и затормаживает. Человек доволен «собой, своим обедом и женой». Главное – собой. Удобно устроенная жизнь просто нашептывает: все окей, и ты тоже окей, ты хороший, замечательный, добрый и просто чудесный человек. И вообще – ребята, какое еще покаяние, когда сегодня распродажа в «Кеймарте»?! Иногда, правда, можно и помолится в охотку: мол, и с небом у меня все в порядке.

Естественно, все это я описываю, исходя из собственных ощущений. Американцев по этому поводу я не интервьюировала и вполне могу предположить, что подобное происходит не со всеми. Но не случайно же американский священник Серафим Роуз, описывая сложившееся в Америке положение вещей, употреблял понятия «христианство с комфортом», «парниковое христианство», «какое-то облако приятных ощущений вместо непрестанной борьбы и стремления к истине».

С другой стороны, если рассуждать так, то получается, что житейский комфорт – это очень плохо и не полезно. Что грязные подъезды, переполненные троллейбусы и разбитые улицы – это необходимое условие спасения. Но это же неверно. Поэтому я думаю, что здесь просто действует принцип «свинья грязь везде найдет» - и в немытой России, и в чистенькой Америке. И нечего нам, христианам, сваливать на всякие внешние обстоятельства свои нехристианские реакции.

Иногда о «бездуховности Америки» говорят сами американцы. Известен случай, произошедший несколько лет назад в Законодательном собрании штата Канзас. Туда был приглашен христианский священник, чтобы произнести обычную молитву, которую принято читать по очереди. Однако вместо формальной, дежурной молитвы священник с болью в сердце воззвал: «Боже, помилуй нас! Мы поклоняемся ложным богам и называем это культурным разнообразием. Мы узаконили содомитство и называем это терпимостью. Мы убиваем детей в чреве матери и называем это правом на аборт. Мы воспитываем молодежь в распущенности и разврате и называем это прогрессивным воспитанием. Мы по уши увязли в порнографии и сквернословии и называем это свободой выражения. Мы измываемся над духовным наследием наших предков и называем это просвещением. Боже, взыщи нас, очисти нас от всей этой скверны!» Молитва честного священника произвела эффект разорвавшейся бомбы. Услышавшие ее законодатели в гневе кинулись вон из зала заседаний. Вошли ли они затем в свиное стадо и бросились ли с крутизны в море, газеты не сообщают. Ну а теперь по-честному: какое из этих обвинений нельзя приложить и к нашей стране?

МОРАЛЬ

Глядя на это обилие разномастных церквей и прочих центров внутреннего развития (типа «Общества духовного роста лесбиянок»), на потребительское отношение ко всему, даже к религии, невольно ловишь себя на мыслишке: «Насколько же мы, в России, лучше и правильнее их, в Америке».

Но вслед за ней приходит и другая. Если нам и встречаются иногда доказательства «бездуховности гнилого Запада», то они должны восприниматься как «напоминание о нашем долге и ответственности за то, что нам вручено истинное христианство» (о.Серафим Роуз).

А то получается, что дано нам много, а ведем себя подчас как последние... американцы (шучу).

Ольга Арсеньева

P.S. Это письмо было написано до нападения США на Ирак…

Категория: Репортажи | Добавил: Allex (19.06.2009)
Просмотров: 676