Воскресенье, 17.12.2017, 05:11

Газета "Воскресные вести"

Главная » Статьи » Репортажи

В гостях у батюшки Cерафима
С 29 июля по 1 августа в Дивеево и Сарове проходили торжества в честь столетия канонизации преподобного Серафима Саровского. И, как век назад, в празднике участвовали и церковные власти и светские, словно опять у нас симфония государства и церкви. Побывала на торжествах и постоянный автор «Воскресных вестей» Татьяна Богатова. Предлагаем вашему вниманию ее рассказ.

1 августа - последний день официальных торжеств, но не менее значительный, чем предыдущие мероприятия. Именно в этот день празднуется столетие канонизации святого Серафима. И на этот день выпали сроки моей поездки в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.

Как же все-таки верна оказалась пословица: «У страха глаза велики». Во всяком случае, многие мои знакомые не решились ехать на празднества только из-за многочисленных сообщений СМИ о «беспрецедентных мерах безопасности» и готовящихся для паломников лагерей, «мест в которых может и не хватить». Телесюжеты о проверках всего и вся и о запрете проносить в монастырь «котомки и кладь» тоже энтузиазма не прибавляли: конечно, власти можно понять, но как пронести через металлоискатель диктофон и фотоаппарат? Ведь явно же не пропустят, объясняй потом, что я внутрь тротил не клала… А паспорт - вдруг он не в порядке?.. Подобные сомнения, конечно, не причина, чтобы не ехать, но нервотрепки и неуверенности прибавляли. В этом смысле паломником быть легче: взял благословение у священника - и вперед, с Божьей помощью. А крестоходцам-то как здорово! Вот уж праздник так праздник, всю дорогу молишься, всю дорогу - с благодатью и причащаешься чаще, чем в любой пост. Ну, а я пребывала в Дивееве как бы на работе, поэтому главным было, увы, не сосредоточение на молитве, а наблюдение за событиями, а понаблюдать, право слово, было за чем.

Служба

Праздничная литургия в большом соборе - это всегда красивое и торжественное зрелище. С одной стороны, не оставляет ощущение, что служба действительно совершается не только на земле, но и на небе, с другой - воодушевляют масштабы: сколько народу пришло в храм, сколько человек просят сейчас о мире для своей страны, значит, чего России бояться, если с нами Бог.

А теперь представьте, что служба вышла за рамки собтнадцати поместных церквей, а прихожан - многие тысячи. Что ночь напролет до этого шла в монастыре исповедь, и причащать православных священники будут из пятидесяти (!) чаш. И ведь именно так и было в тот день в Дивееве. И молитва звучала не только на церковнославянском, но и на дивном сладчайшем греческом, на гортанно пронзительном сербском, на строгом и лаконичном английском. Сослужили Патриарху Алексию II Святейший Патриарх Сербский Павел и Блаженнейший Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады Герман, члены Священного Синода Русской Православной Церкви, сонм епархиальных архиереев и клириков, в числе которых были и настоятель дзержинского прихода отец Александр Лошкарев, и долгое время служивший в нашем храме отец Андрей Милкин.

Канавка

Не все паломники попали внутрь монастыря - места там надо было занимать еще ранним утром, а во время литургии туда пускали уже маленькими «порциями». Поэтому многие участвовали в службе стоя за оградой, кто-то пустился в долгий молитвенный переход по Канавке, где, по преданию, ходила Сама Богородица.

Кстати, Канавку отремонтировали - за сто пятьдесят лет она местами осыпалась, местами заросла травой и вот теперь ей возвращены прежние размеры, завещанные преподобным Серафимом. Тропочку самой Девы Марии углубляли послушницы, исключительно вручную, паломники лишь поднимали ведрами землю и затирали склоны. Работы шли днем и ночью. И теперь Канавку не узнать. Кому-то переход по ней теперь может показаться праздничной прогулкой: нарядные поручни, кованая оградка, красивая плитка, даже если босиком пойти - не тяжело. Но станешь на эту дорогу - и словно всю свою жизнь заново пройдешь-переживешь, посмотришь на нее со стороны, устыдишься и заплачешь. Сто пятьдесят раз надо прочесть «Богородицу», идя по Канавке. Судите сами, так ли легка будет «прогулка»? Зато такой соборной молитвы нет нигде. Обгоняет тебя один паломник, начиная «Богородице Дево, радуйся…», да и ты сам в это же время про себя говоришь: «Благодатная Мария, Господь с тобою». Минуешь старушку с посохом, и она словно вторит: «Благословенна ты в женах…».

Люди

А по соседству с монастырем идет бойкая торговля: православная литература, иконы и ладан из Софрина, свечи, какие-то совсем уж китчевые коврики с ликом преподобного Серафима. Самый раскупаемый товар - белая шапочка-скуфейка, подобная той, что носил сам преподобный Серафим. На ней вышит образ святого и надпись “Благословение Серафимо-Дивеевского монастыря”. А вот стоит машина московского издательства «Воскресная школа», на лотках школьные учебники по православной культуре, методические пособия для учителей, серьезная пастырская литература. Рядом - быстренько из-под полы, пользуясь суетой и толкучкой, вам норовят всучить какие-то сомнительные листовки эрэнешники, очередные провозвестники «антихристовых печатей» и сторонники канонизации «батюшки Иоанна Грозного». Остается надеяться на здравый смысл паломников и на послушание Патриарху, не раз выступавшему с пастырским словом по поводу таких вот явлений.

Самое интересное все-таки - это наблюдать за людьми. Они разные и по социальному статусу, и, это заметно, по причине своего пребывания здесь. Очень много девушек и молодых людей «дискотечного» возраста, только с умными, серьезными глазами. Девицы - как на подбор, с каждой хоть картину пиши. И откуда только в наше-то время всеобщего «эмтиви» такие барышни: с косами, с осанкой, с ясным, скромным взглядом?! А молодые люди, обращающиеся друг к другу «Брат!» и словно не подозревающие о наличии мата в многострадальном русском языке…

Много молодых семей, и, признаться, непривычно было видеть пару не с одним чадом, а с тремя, а то и четырьмя отпрысками, мал мала меньше. Кто с рюкзачком, кто с иконкой, один - в коляске, другой - у родителя на руках, третья с мамой, и, по всем признакам, семья ждет пополнения. А вот двое паломников-калмыков сопровождают немощного собрата в инвалидной коляске. Вид у них, прямо скажем, экзотичный - раскосые глаза, смуглые плоские лица - и молятся не по-русски. И следом за ними идет целая делегация уроженцев Кавказа, а обгоняет их греческая молодежь. Вот уж воистину в православии «несть ни эллина, ни иудея».

Ловлю обрывок разговора - молодой послушник рассказывает, как добирался в Дивеево с Украины: «Меня спросили: - «Паспорт есть? - Есть?! - Тогда собирайся.» - И вот в один день я здесь. Разве не чудо!». Челябинск, Ростов, Тюмень, Краснодар, Москва, Санкт-Петербург, Кострома - это лишь часть городов, из которых приехали паломники к батюшке Серафиму. А по окончании праздника многие не спешат уезжать домой - собираются в Санаксарский монастырь.

И самым настоящим чудом многие паломники не сговариваясь назвали дивеевскую милицию, ее вежливых, улыбчивых сотрудников, оставивших сухое «граждане» и обращавшихся не иначе как «добрые люди».

Итак, праздник получился. Устроители и попечители получили ордена и похвальные грамоты, а благочестивые паломники - радость от общения со святыней. И если вы вдруг загрустите, что не решились поехать в те дни к батюшке Серафиму, не отчаивайтесь - Дивеево-то вот оно. А в следующем году, к тому же, исполняется 250 лет со дня рождения святого саровского чудотворца.

Татьяна Богатова

Категория: Репортажи | Добавил: Allex (19.06.2009)
Просмотров: 823