Четверг, 25.04.2024, 19:02

Газета "Воскресные вести"

Главная » Статьи » Репортажи

ДНЕВНИК ПУТЕШЕСТВИЯ ПО СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ
Прихожанка Дзержинского храма Вера Молькова сбодобилась на праздник Святой Троицы побывать там, куда рвется сердце каждого христианаина - на земле, где родился, вырос и отдал за нас жизнь Господь и Бог наш Иисус Христос. Предлагаем вашему вниманию ее рассказ.

Поездка была организована на Троицу. Эта поездка была моей тайной мечтой, которая осуществилась в день моего рождения.

8 июня, четверг

21.15. Вылет из Москвы в Тель-Авив.

01.15. Прибытие в аэропорт, отъезд в Вифлеем.

03.30. Размещение в гостинице Русской Духовной Миссии в Вифлееме, около базилики Рождества Христова.

04.00 отдых

Нас встретила в аэропорту наша гид - инокиня Илария из Горненского монастыря.

Группа наша состояла из 29 человек, в которой было двое мужчин, один из них монах, 4 монахини, и остальные женщины. Группа была сборная со всей России. Гид назвала нас "группой жен-мироносиц". Обычно в группе бывает священник, но у нас не было.

9 июня, пятница
09.00. Выезд в Иерусалим.

Почти каждый день нам приходилось проходить границу Палестина-Израиль.

09.30. Посещение Русской Духовной Миссии, благодарственный молебен. После молебна русский священник прочитал нам проповедь, просил нас, чтобы мы молились за всех ближних, т. к. Господь дал нам такую возможность. Затем мы пошли Крестный путь (Via Dolorosa). Это весь путь, который шел Господь до Распятия на кресте. Путь окончился в храме Воскресения Христова (или храм Гроба Господня). Здесь находится Голгофа, Камень Миропомазания и Гроб Господень.

В первый день паломничества был просто шок. Не верилось, что находишься на месте, где ходил Господь. Думала и восклицала: "Неужели это все мне благословил Господь!".

10 июня, Троицкая родительская суббота

07.00. Выезд в Хевронь на подворье Русской Духовной Миссии.

Хевронь - Родина Авраама. С нами в самолете летел о. Владимир, настоятель Троицкого монастыря Русской Православной Церкви в Хевроне. Сам он из Сибири из г. Нижнеудинска. Он поехал с нами в гостиницу в Вифлеем и пригласил нас к себе на Литургию. У него мы поисповедались и причастились. Батюшка прочитал нам проповедь. Он сказал: "Я не буду пересказывать вам никакую главу из Евангелия. Вы все увидите сами. Это живая Библия".

После службы нас напоили чаем в трапезной. Здесь же мы были у Мамврийского дуба. Это место, где Аврааму явилась Пресвятая Троица. От дуба сохранились только стволы, которые оберегает одна семья из поколения в поколение. Вот из этой семьи здесь находился человек, которому около семидесяти лет. Когда ему было около трех лет, дуб еще был зеленый. Сохранилась фотография, и он нам ее показывал.

Затем мы поехали в пустыню в монастырь Саввы Освященного. Из Иерусалима мы ехали примерно около 1,5 часа. Проезжали какие-то аулы, откуда выбегали маленькие босоногие дети и махали нам руками. Потом мы ехали по пустыни. Температура там на десять градусов больше. Автобус нас высадил, и мы прошли еще около 1,5 километров пешком до монастыря. В монастыре Афонский устав, женщин не пускают. Наши двое мужчин пошли на экскурсию в монастырь, а нас встречал греческий монах у ворот. Нам вынесли мощи и мы все приложились. За нашу поездку мы так много прикладывались к мощам, что я даже и не запомнила их название. Потом к нам вышел русский послушник (еще не монах). У него закончилась виза в Израиле, и его приютили в этом монастыре. Он помазал нас святым маслом от Саввы Освященного, нас напоили холодным апельсиновым напитком. Кто хотел, подавал записки. Самой мне показалось, что в пустыне особенные молитвенники. Наверное, у них сильная молитва. Я тоже подала там свои записки. Нам раздали бесплатно святую воду и масло от Саввы Освященного, открытки с видом на монастырь. Греческие монахи очень приветливы, знают несколько слов по-русски. Английский знают лучше. Потом мы поехали в монастырь преподобного Феодосия Великого. Монастырь находится на месте пещеры, в которой, по преданию, останавливались волхвы после поклонения Младенцу Иисусу Христу. Затем был выезд на Поле Пастушков. На пастушьем лугу, близ Вифлеема, Ангел явился пастухам и возвестил о рождении Спасителя.

17.00.Всенощное бдение в Троицком соборе Русской Духовной Миссии.

Служили русские и греческие владыки, священники. На клиросе пели наши русские монахини. Служба на русском. Пела там и наша нижегородка - Надежда Лукьяненко, сестра матушки Ирины Милкиной. А вот на следующий день они принимали в трапезной Патриарха Иерусалимского в трапезной и у них были большие труды. Она просила меня помолиться.

11 июня, воскресенье. День Святой Троицы.

06.30. Выезд на Литургию у Гроба Господня. Служил Патриарх Иерусалимский Феофил, сослужили владыки греческие и русские, даже священство наше, из других групп, которые были в паломничестве (им тоже дали облачение). О.Владимир благословил нас причащаться несколько дней подряд, даже без исповеди, с благоговением. На этой службе не было возможности исповедываться и я причащалась без исповеди. После причастия у греков не дают целовать чашу и не дают запивку, только просфоры. Поэтому наша инокиня Илария просила нас взять воду на запивку. Народу на службе было не очень много, можно было свободно передвигаться, разрешалось фотографировать и снимать на видео. Я стояла напротив Гроба Господня, рядом со священством. После службы мы поехали в гостиницу, где у нас был праздничный обед.

14.00. Выезд на Елеонскую гору, место Вознесения Господня. На этом месте сохранилась стопочка Пресвятой Богородицы, откуда она наблюдала Вознесение Иисуса Христа и место самого Вознесения. На этом месте стоит храм.

12 июня, понедельник. День Святого Духа.

08.00. Божественная Литургия в Троицком соборе Русской Духовной Миссии. Служил Патриарх Иерусалимский Феофил. На службу приехал о.Владимир и я исповедывалась, причастилась у Патриарха. После службы был Крестный ход. Я подошла к Патриарху, благословилась и приложилась ко кресту вначале Крестного хода. Все было настолько доступно, что я даже и не представляла себе. Патриарх прочитал проповедь, которую переводил нам русский священник. От нашего Патриарха Алексия была подарена икона Пресвятой Богородицы, а от Патриарха Иерусалимского - нашему Первосвятителю, тоже Богородичная. Была такая радость от этой совместной службы с греками, не передать.

11.00.Выезд на Сион: горница Тайной Вечери.

14.00 Выезд в Гефсиманию: гробница Божией Матери. Гефсиманский сад. Русский Гефсиманский монастырь св. Марии Магдалины.

Что меня удивило на Святой Земле - это одна святыня для несколько религий. То есть на святом месте мог стоять как католический храм, так и православный. Наша гид инокиня Илария сказала, что это нас не должно смущать. И вот в этот день мы были на месте Успения Божией Матери в католическом храме и в православном, где находится гроб Пресвятой Богородицы (храм Успения Пресвятой Богородицы).

18.00. Посещение базилики Рождества Христова.

Посещение этого храма не входило в программу. Но т.к. храм находился рядом с нашей гостиницей, мы нашли время в конце дня его посетить. На месте Рождества Христова сохранилась та самая пещерка и то святое место, где родился Христос. Рядом находятся ясли. Над этой пещеркой построен сам храм Рождества Христова. Тут же находится очень редкая икона Пресвятой Богородицы Улыбающаяся. Что меня еще удивило - это, то, что над святым местом всегда располагался престол. Причем он мог находиться посередине храма, а не в алтаре, как обычно. И мы прикладывались к Рождественской звезде под престолом. Наверное, на этих святых местах служат только именно по этим праздникам, а в остальные дни служат в алтаре.

13 июня, вторник

07.30. Выезд в Иудейскую пустыню: монастырь преп. Георгия Хозевита. Иерихон: дерево Закхея. Сорокодневная гора (Гора искушений). Подворье Русской Духовной Миссии Св.Иоанна Предтечи в Иерихоне. Монастырь преп. Герасима Иорданского. Вифания: гробница св. прав. Лазаря Четверодневного.

Монастырь преп. Георгия Хозевита - это второй монастырь, который находится в пустыне. Раньше я думала, что пустыня - это ровненький песочек и больше ничего. На самом деле - это скальная, холмистая местность, где нет зелени. К монастырю нужно было спускаться около двух километров между скалами. Нам сказали, что это будет наша тренировка перед Синаем. Это греческий православный монастырь. Всем подарили иконы. Мне досталась икона Рождества Иисуса Христа. Эту икону я потом освятила на месте Рождества в Вифлееме. В этом монастыре находятся мощи преп. Георгия Хозевита и мощи св.Иоанна Румына, которому можно молиться об исцелении от рака. Еще, что было для моего взгляда непривычно - это открытые мощи. Лик, руки, ноги были не покрыты облачением.

14 июня, среда

05.00 Выезд на Синай

На Синай нам дали другого гида - инокиню Дарью. Синай находится в Египте и мы ехали 8 часов, через границу Израиль-Египет. Мы проехали Мертвое море, Красное море, ехали через пустыни. Вот уже в этих пустынях были горы и песок, который задувает с ветром зимой с песчаной пустыни.

13.00. Приехали на Синай в монастырь св. Екатерины. Разместили нас в гостинице, в кельи по два человека. Монастырь находится между двумя отвесными скалами, страшными на вид. Нам провели экскурсию по монастырю. Мужской монастырь св. Екатерины был основан в 527 г. и никогда не закрывался до нашего времени, т. е. почти 1500 лет. На территории монастыря находится куст Неопалимая Купина, в котором Господь явился Моисею. На этом месте построена часовня Неопалимой Купины, под алтарем которой ее корни. Сам куст перенесен на другое место, который находится рядом с часовней. На территории есть музей со старинными иконами, написанными воском. Там находится известная икона Иисус-Пантократор (VI в.)

16.00. Всенощное бдение в храме св. Екатерины. Служили греки В конце службы нам вынесли мощи св. Екатерины. Мы приложились к мощам и священник раздал нам посеребренные кольца св. Екатерины. Когда-то Господь обручил ее с храмом, и нам в воспоминание раздали эти кольца.

22.00. отдых перед подъемом на Синай в гостинице (всего три часа)

01.00. Выход на Синай.

Гора Моисея - это та самая гора Хориву, на вершине которой Моисей получил скрижали веры и десять заповедей. Высота ее 2285 метров над уровнем моря. Подъем продолжался 3 часа 15 минут - 8 км пути. Дорога шла серпантином. Путь состоял из трех подъемов. Первый - самый простой и подъем не ощущался, хотя были краткосрочные остановки, чтобы подтянулась вся группа. Вторая половина подъема ощущалась физически. В нашей группе была монахиня Зинаида, ей было 80 лет, и наша гид инокиня Дарья решила, чтобы не задерживать всю группу, оставить ее потихонечку подниматься с мужчиной из группы. Остальные в группе старались идти вместе. Третий путь был самый сложный и самый крутой. Это были ступени, сложенные из природного камня, причем они были и по высоте и по форме все разные. Ступеней было около 1000 штук. Лично у меня было такое ощущение, как будто идешь через мытарства. Это было не легко, и я каждые 15 ступеней останавливалась на минуту восстановить дыхание. Сердце колотилось, того гляди выскочит. При подъеме закладывает уши от смены давления. Днем камни сильно раскаляются, а ночью холодные, не присесть.

С Божией помощью мы поднялись на вершину. Там построена часовня, посвященная Святой Троице. У нашей ин. Дарьи были ключи от храма, которые нам дал настоятель монастыря, и мы пропели там молитвы и прочитали главу из Евангелия. К нашему удивлению Господь явил нам чудо. Наша м. Зинаида в свои 80 лет отстала от нас примерно на 30 минут. Это было воистину чудо! Я, например, думала, что она где-то остановится и будет нас ждать на полпути. Мне говорили, что не все поднимаются на вершину. Из нашей группы поднялись все.

06.00. Начался восход солнца. Из-за гор солнце поднялось, как мячик, буквально на глазах за 15 минут и ослепило нас. Горы были багрового цвета. Мы начали спуск.

Обратно можно было спускаться или той же дорогой, которой поднимались, или монашеской тропой. Второй путь намного сложнее. Монашеская тропа вся состояла из ступенек, как на последнем этапе подъема. Это - 3750 ступенек, вырубленных монахами в скалах. Наша группа разбилась на 2 примерно равные группы. Я пошла монашеской тропой. Спускаться, конечно, было проще.

Эти горы меня сильно впечатлили. Они не похожи на другие. Прошлым летом я была на Кавказе, в горах в районе Красной Поляны. Синай - это совсем другие горы, они красного цвета, абсолютно голые и вершины их круглые. Говорят, они стали такими, оплавились, когда Господь по ним спускался к Моисею со Скрижалями Завета. Я сделала несколько фотографий при спуске, на фото это не ощутить, а жаль.

Там, в горах, живет народ бедуины, это как наши кочевые цыгане. Они привыкли к такому образу жизни. Их уже в дома не загонишь, в город тоже, но телефоны сотовые у них тоже есть. У них свой бизнес. Они предлагают верблюдов на подъем, но только на 2/3 пути, дальше верблюды не идут. Мне показалось, бедуины знают несколько языков. Мы, православные, конечно, не брали верблюдов, зная, что каждый шажок на Святой Земле дорог. М. Зинаиде мы предлагали сесть на верблюда, но она отказалась. На обратном пути бедуины нас подбадривали и говорили по-русски: "Осталось 39 минут". Тут же отвечали за нас по-русски: "Слава Богу". Было смешно. Они спускаются так ловко, знают каждый камень, наверное. Спуск продолжался примерно 2,5 часа. Слава Богу, что никто ничего не сломал.

10.00. Мы позавтракали, приложились еще раз к мощам и поехали в обратный путь. На Красном море была нам разрешена небольшая остановка, и мы помочили ноги. А красное море оттого, что там растут красные кораллы. Можно при купание порезаться ими. Море красивого синего цвета с красным оттенком. Много раковин красивых, но вывезти через границу их не возможно. Купаться не благословлялось, т.к. в том году на Средиземном море погибла девушка из группы. Она была профессиональной спортсменкой. Видимо, Господь не благословляет мешать духовное с мирским. Хотя смириться с запретом было трудно, хотелось, конечно, покупаться. Также была остановка у Мертвого моря. Но никто даже не захотел ополоснуть свои ноги. Кто-то рукой попробовал воду, на ощупь она была как бензин. На этом месте были города Содом и Гоморра, которые Господь проклял. В этом море нет ни рыб, ни растений и на берегу лежит соль слоями. И у нас не было никакого желания даже постоять около него. Хотя люди там лечатся, купаются.

В гостиницу мы вернулись к вечеру.

16 июня, пятница

06.00. Выезд в Галилею: Назарет, гора Фавор, Канна Галилейская.

В Назарете мы посетили жилище, где Господь жил со своими родителями и мастерскую, где прав. Иосиф учил его плотницкому ремеслу. Потом мы посетили гору Фавор. Это место, где было Преображение Иисуса Христа. На эту гору нас везли на такси, дорога шла серпантином до самой вершины. В 2003 году на Преображение Господь явил здесь чудо. Престол поставили прямо на улице, и служба проходила там. Во время службы спустилось облако на людей так низко, что все могли его трогать руками. Сейчас многие хотят попасть на праздник Преображения и уже заранее места на эту поездку заняты. Затем мы поехали в Канну Галилейскую, где на брачном пире Господь превратил воду в вино. На этом месте сейчас стоит храм, и даже сохранился один из сосудов по сей день. Мы купили освященного красного вина.

13.00. Подворье Русской Духовной Миссии Св.Марии Магдалины в Тиверии.

В этом месте находится источник св. Марии Магдалины и мы купались там. Здесь же рядом находится Галилейское море (озеро). Наши монахини кормили нас обедом на этом подворье в трапезной, угощали нас жареной рыбкой Петра, которая ловится в Галилейском море. Паломников угощают во все дни в течении года, кроме Страстной недели. В гостинице нас кормили своеобразной местной пищей. Сначала нам понравилось, но потом хотелось картошки, селедки, черного хлеба, соленых огурцов. И нам в радость была эта русская трапеза в монастыре. Вы не представляете, как хотелось русской еды. Черного хлеба у них там нет, какие-то лепешки, типа лавашей. Жалею, что не привезла черного хлеба нашим монахиням. Если у кого будет возможность поехать на Святую Землю, привезите на поминовение черного хлеба в русский монастырь и меда. Сахар у них искусственный, говорят, с него все чешется.

Потом мы поехали на Иордан. Я думала, что это где-то на дикой природе. На самом деле берег обустроен, стоят здания, комфортная раздевалка, туалеты и такое впечатление, что находишься в городе. В Иордане много рыбы, прямо стаи плавают, в источниках тоже везде рыба. Купаются на открытом месте в рубашке.

17 июня, суббота

06.30. Т.к. завтрак был в 8.00, мы решили до него сходить еще раз в храм Рождества Христова. Я освятила икону Рождества, которую мне подарили в монастыре Георгия Хозевита в пустыне. В пещерке началась Литургия, служил греческий священник, и мы стояли в трех шагах от него. Он был очень рад нам, русским. Народу было всего 15-20 человек. Батюшка раздал нам записки, которые подают люди, и мы всех поминали. В благодарность он дал нам по большому кусочку антидора.

08.30. Выезд в Яффу: подворье Русской Духовной Миссии Св. прав. Тавифы. Там находится ее гробница, возле которой мы набрали освященный песочек. Св.Тавифу воскресил апостол Петр. Лида: храм и гробница св. вмч. Георгия.

13.00. Возвращение в Иерусалим. Посещение пустыньки св. Иоанна Предтечи. Здесь ощущалась какая-то особая благодать, трудно передать. Это место, где Иоанн Предтеча жил в младенчестве. Когда после Рождества Христова по приказу Ирода убивали младенцев, св. Елисавета бежала с младенцем Иоанном. Господь раскрыл скалу у них по пути, они скрылись там, и скала закрылась. Так Господь их сохранил. Но когда младенцу исполнилось два года, его мать Елисавета умерла, и Иоанна кормили ангелы. Здесь же сохранилась пещерка, где они молились. Рядом находится источник, вырубленный в скале, как колодец. Даже нет ступенек для спуска, нужно прыгать. Немного жутковато, место мало, заходили по двое. А обратно нужно было на руках подтягиваться, но вода прямо выталкивала. Глубина по плечи. Место это находится в горной местности, там тихо, поэтому и называется пустынька.

15.00. Горненский монастырь в Иерусалиме. Экскурсия по монастырю. Здесь проживали родственники Пресвятой Богородицы - священник Захария и жена его Елисавета. Здесь возносили они горячие молитвы ко Господу о даровании чада. Отсюда отправился Захария совершать службу Божию в Иерусалимский храм и сюда вернулся, пораженный немотой за неверие Архангелу Гавриилу, известившему его о скором рождении младенца. Здесь, в Горней, и родился Креститель Господень Иоанн. Сюда после Благовещения и поспешила Пресвятая Дева. Здесь приветствовала Ее радостным целованием праведная Елисавета.

16.00. Всенощное бдение в Горненском монастыре.

19.30. Приезд в гостиницу, ужин и отдых (около 1 часа, т.к. надо было уже собираться в дорогу).

23.00. Выезд на ночную Литургию у Гроба Господня. Праздник Всех святых. Служба воскресная у Гроба Господня проходит ночью с субботы на воскресенье с 24.00. до 04.00. Перед службой последний раз приложились ко Гробу Господню, приложили к святыне иконы, крестики.

18 июня, воскресенье, Всех святых

04.00. Возвращение и отдых.

10.30. Выезд в аэропорт и вылет в Москву. Обратно летели на огромном самолете, аэробусе. Длина его 75 м, ширина крыльев 70 м. Посадочных мест - 468. В ширину самолета было 10 кресел и два прохода. Вот такой огромный самолет. Мы читали акафист св. Николаю угоднику по пути в аэропорт. Нас провела к таможне наша гид инокиня Илария и мы попрощались. Время в полете 3 часа 20 минут. Когда мы приземлились, все закричали "Ура!" и на этом наша поездка закончилась. А так не хотелось расставаться!

Мои общие впечатления о поездке.

На словах никак не передать то благодатное состояние души на Святой Земле. "Это просто сказка" - сказал о. Власий (наш монах из группы). Даже когда оставалось два дня, чувства переполняли нас, казалось нас уже ничем не удивить, мы приезжали вечером в гостиницу с новыми впечатлениями и благодатью. Программа за день была настолько насыщенной, что вечером нам казалось, что то, что было утром, было вчера. Мы отдыхали ночью всего по 6-7 часов, а иногда и того меньше, в зависимости от программы, но усталость не чувствовалась, на все силы давал Господь. После Троицы шла сплошная неделя, и нам разрешили даже есть мясо и причащаться. Один священник мне сказал: "Вам бы потянуть только путешествие". Температура воздуха была больше 30 градусов. У нас при такой температуре духота. Там жара переносится по-другому. Воздух там морской и дышится легче. Можно встать в тенек и уже не так печет. Нам выдавали на день фрукты, овощи и воду, которую нас заставляли пить, чтобы не было обезвоживания. Храмы там все каменные, не успевают за день нагреться. В них прохладно и мы не замечали жару. Монахини ходят в солнцезащитных очках. Говорят, очень слепит солнце, портится зрение. Начиная с декабря по февраль включительно льют дожди, а в остальное время года погода ясная. Ночью там прохладно и ветер. А вот в пустыне жарче на десять градусов и воздух сухой.

Наша гид рассказывала нам, что русские люди спрашивали Патриарха Иерусалимского, почему ключи от Гроба Господня никогда не передавали Русской Православной Церкви. А он отвечал: "Они бы все озолотили, персидскими коврами застелили…, а Богу нужно сердце наше". Русские много жертвуют на храмы. Иерусалимская патриархия тоже построена на русские деньги. Все храмы на Святой Земле сделаны из камня. Единственное их украшение - это множество лампад. А так все очень просто. В храмах народу мало, в основном греки. Евреи в храмы не ходят, им запрещено, а если и ходят, то тайно. Очень много мусульман на Святой Земле и мечетей. Они начинают созывать людей к молитве в 22 часа и в 3.45 утра. Кричат на всю Палестину, мы просыпались от этого. Редкий случай, когда по утрам я их не слышала. Вот бы и никогда не подумала: Святая Земля и мусульмане. Особое значение для России имело основание в 1847 г. Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. В то время служил там архимандрит Антонин Капустин. Он собирал пожертвования и выкупал земли для русских подворий. Вот благодаря ему существуют эти подворья по сей день. И нам было очень приятно, когда нас встречали на Святой Земле наши русские монахини.

И в конце рассказа о поездке, как итог, хотелось привести два высказывания инокини Иларии: Святая Земля свята своей землей, а Россия - святыми подвижниками. Кому много дал Господь, с того и больше спросит.

Слава Богу за все!

Поездка была организована паломническим сектором отдела Внешних Церковных связей при Московской Патриархии. Тел. (495) 9522684, факс (495) 9540660. Адрес: метро Тульская, Даниловский монастырь, корпус 102.

Вера Молькова

Категория: Репортажи | Добавил: Allex (18.06.2009)