Вторник, 17.10.2017, 12:44

Газета "Воскресные вести"

Главная » Статьи » Репортажи

Болит… Размышления после педагогического семинара в центре валеологии
Сколько было говорено-переговорено в нашем городе о валеологии. В начале 2000 года православная общественность организовала круглый стол: встретились педагоги, богословы, психологи, обсуждали, дискутировали. Вроде бы убедили сомневающихся: это – не стоит, это – опасно. Дискуссии отшумели. А валеология на дзержинской земле цветет пышным цветом.

Читатель, часто ли тебе доводилось чувствовать себя слабым и немощным? Наверное, бывало. Когда по действительной слабости здоровья, когда по лени и капризу… Настоящим больным обычно сострадают и помогают, над мнимыми - подтрунивают или милосердно разрешают отдохнуть. А как поступать, если тебе, здоровому в принципе человеку вдруг дают понять, что ты прилично-таки болен: еще бы, пульс два раза в день не меряешь, за давлением не следишь, зубы чистишь на ходу, отнюдь не по десять минут, а главное, не стремишься менять эту ситуацию. Тем более подозрительно! Значит еще и с головой что-то не так! Вот такой, дряхлой, безнадежно больной и подозрительно упорствующей в своих недугах, уходила я с областного педагогического семинара «Формирование культуры здоровья у детей и подростков», проходившего в начале марта на базе городского «Центра валеологии».

Да, теперь у дзержинской валеологии есть база - здание бывшего детского садика на проспекте Циолковского. Выделили его недавно. Коллеги и педагоги средних образовательных учреждений из Нижнего Новгорода и области оценили свежий ремонт и обменялись опытом работы на ниве формирования культуры здоровья у школьников. Проходил семинар под патронажем городского управления образования – у них давние теплые отношения с валеологами, несмотря на то, что специальность «валеология» исключена из Перечня направлений и специальностей высшего педагогического образования. Программа УО «Здоровье», призванная контролировать сохранность здоровья школьников в период обучения не финансируется, а валеологи вроде как делают то же самое дело… Статус учреждения дополнительного образования позволяет набирать группы в детских садах и средних школах. По «месту прописки» – то есть в ДДУ и СОШах занимается 59 валеологических групп, в самом Центре еще 11, всего - 974 ребенка.

Этот год у педагогов-валеологов прошел под девизом «Здоровье детей руками детей». Вот как они себе это представляют:

Во-первых, «желание ребенка получить образование в области здоровья или так называемое валеологическое образование законно и не оспаривается никем. И если такое желание возникло, родители обязаны его удовлетворить».

Во-вторых, «современное образование ориентируется на формирование у ребенка с самого раннего детства ориентации и способностей к самовоспитанию. И валеология подходит ко здоровью ребенка с позиций «само» – самоосознание, самооздоровление, самосовершенствование, саморазвитие. И взрослые люди должны содействовать развитию этого само». (По латыни это еще, кажется, называется «эго» и производное слово – «эгоизм» знакомо многим. И вот что странно, все педагоги, не новые прогрессивные валеологи, а старые добрые педагоги, ориентироваться на эго не хотят…).

Далее, «валеология формирует у ребенка ответственное отношение к самому себе – к своему телу, к душе, к своему разуму. И это происходит на уровне готовности быть здоровым, счастливым и живым». (Ну насчет ответственности трудно спорить, но готовность быть счастливым? Кажется, кто-то говорил о том, что надо быть готовым к бедам, испытаниям… Впрочем, это «негативное восприятие» нынче так немодно… А про готовность дальше будет интереснее).

«Эта готовность складывается из трех составляющих: «я хочу быть здоровым» – вырабатывается мотивация на здоровый образ жизни, «я могу быть здоровым» – нужно получить определенный багаж знаний, познать себя, принять себя таким, какой ты есть, для того чтобы жить в гармонии с собой и окружающими, и третья составляющая – «я буду здоровым», это воля, вера, желание жить по природосообразным законам». (Вот тут вопросов масса. Вроде бы по логике вещей принято хотеть быть счастливым, нужным. А здоровым – да конечно, но не в качестве самоцели. Физическое здоровье – лишь отличное подспорье. Есть оно – хорошо, нет – не повод для расстройства, приоритеты-то другие. Ну а что касается «принять себя»… А как же извечное «бороться и искать», как же эта тысячелетняя тяга человека к преодолению своей физической немощи и слабости духа, борьба со своей природой, даже отрицание законов физики ради веры?! Что значит «я буду здоровым»? чьи это слова? Это не Александр Мересьев, не изможденный недугами человек, бросающий вызов своей плоти и решающий подчинить ее духу. Это зародыш из которого того и гляди вылупится нацистская «белокурая бестия», живущая по «природосообразным законам»: естественного отбора, права сильнейшего и т.п.)

Слушаем дальше. «Недостаточно дополнить образовательный комплекс оздоровительными процедурами. Он должен быть реорганизован в процесс формирования здоровья. Нужно изменить саму методологию образования...» (Минуточку, то есть долой литературу, математику, физику, биологию - долой классику и строгость гипотезы и вдохновение научного открытия? Хм. Представим себе «оздоровленную» литературу: Обломов – сомнительный персонаж, все время лежит, ест, когда придется – нездорово. Татьяна – пришла в онегинское поместье и давай там книжки читать – ссутулившись в полумраке – непорядок. Валеологичная математика – это надо полагать, подсчет калорий в еде и выстраивание графиков изменения собственного пульса. Что за аттестат получит такой школьник – ума не приложу).

А что за методика? «Оздоравливаясь по методу музыкальной психорегуляции дыхания ребенок осознает, что его вокально-речевая деятельность - это главный тренажер его внутреннего здоровья и центр здоровья находится в нем самом». (Ладно, про «центр здоровья внутри себя самого» проглотим, с этими людьми спорить бесполезно. А про программу полюбопытствуем).

Итак, в сентябре 1999 г. педагоги детского сада №128 прослушали авторский курс Михаила Львовича Лазарева по программе «Здравствуй!». Адаптировав программу, ее внедрили. Уведомили и родителей и детей. С каждым ребенком от имени главного героя Здрасика был заключен «контракт здоровья» – ребенок подтвердил свое согласие на самооздоровление (Этический подход! Формирование у детей собственной ответственности за свое здоровье!) Содержание программы: оздоровительные занятия один раз в неделю, страна Здоровья, персонажи. А еще дети рисуют Здоровье и Болезнь. Так «формируется внутренняя картина здоровья». (А заодно в сознание ребенка проникает мысль о том, что нездоровье – это грязь, страх, боль (а что тут еще нарисуешь?), это стыдно и гадко. И неважно, что вся русская культура пропитана отношением к собственной болезни как к испытанию или справедливому наказанию, а к чужой – как к возможности сострадать и милосердовать. По валеологически больной – это плохо, больной – это неправильно, больной сам виноват в своих страданиях, а раз так, ему с ними разбираться, его проблемы, так ему и надо).

Предусмотрена регулярная диагностика и самодиагностика «встроенная в занятия и носящая игровой характер» по 33 (!!!) показателям. Читатель! Если регулярно по стольким-то пунктам отслеживать здоровье, тут и взрослому человеку недолго ипохондриком стать, не говоря уж о четырехлетних детях!

Зато отзывы о программе – просто блестящие: рады и дети и родители. Педагоги тоже ликуют, еще бы, согласно статистике, показатели зрительных образов здоровья улучшились с 14 до 45 % (пусть хоть кто-нибудь объяснит нам весь смысл подобного прогресса: у родного чада улучшился «образ здоровья»), а уровень осознания собственной ценности вырос с 18 до 91 % (а бабушки в троллейбусе призывают зарвавшихся подростков, «осознавших свою ценность», вести себя скромнее).

На вопросы «А что собственно это за наука «валеология», какие законы она открыла, какие гипотезы доказала (как это полагается любой настоящей науке)?», валеологи заученно повторяют: «А кибернетику и генетику тоже называли лженауками!» и обиженно что-то говорят про Россию, родину валеологии, анафематствующую собственное чадо. А тем временем готовят неврастеников, ипохондриков и эгоистов. Зато чистых, румяных, со стальными нервами и ровно бьющимся сердцем.

Татьяна БОГАТОВА,
аспирант, преподаватель философии

Категория: Репортажи | Добавил: Allex (21.06.2009)
Просмотров: 1100