Суббота, 24.06.2017, 23:43

Газета "Воскресные вести"

Главная » Статьи » Репортажи

Четвертый крестный ход вокруг Дзержинска: праздник каждый год
7 июля, в праздник Всех святых, в земле российской просиявших, мы вновь обошли крестным ходом вокруг родного города. Возглавила наше шествие чудотворная Оранская икона Божией Матери. Несмотря на жару, легко было идти под покровом Богородицы, с соборной молитвой, с радостью на сердце.

Радость, словно чудесная влага, орошала путников, шествовавших под палящим солнцем с иконами и хоругвями в руках во славу Божию. Родные лица прихожан храма святителя Тихона, знакомые молитвы, привычные городские картинки - все вокруг было особенно утешительным, на вещах обыденных будто лежала печать благодати. Хочется сказать «как всегда», потому что такая радость - неизменный опыт всех крестных ходов.

Где еще испытаешь такой мир, такое согласие с волей Божией, как в крестном ходу? Завтра опять рассуетишься, начнешь строить планы, как воздушные замки и роптать на события, которых не ждал. А сейчас идешь, и все твои нехитрые желания исполняются без промедления: соседи, идущие справа, протягивают тебе стакан воды, слева добрый человек делится хлебом. И сердце тает от благодарности: и Богу, и ближним.

Но получить духовное утешение - это, конечно, не главная цель любого крестного хода. Крестными ходами многие чудеса совершались. Если рассмотреть нашу историю, то увидим, что подчас различные события в ней происходили, казалось бы, безо всякой логики и рациональному объяснению не поддаются. Вспомним, сколько мы пережили нашествий, войн, сколько раз людям казалось, что все - погибла Россия. Вспомним Ледовое побоище, Куликовскую битву, Смутное время, Великую Отечественную 1812 года, Великую Отечественную 1941, - перечислять можно долго. Только чудом Божьим, помощью свыше можно объяснить устоявший под натиском фашистов Ленинград, сокрушительное поражение немцев под Москвой. И за каждым таким чудом - молитвенное предстояние, крестные ходы.

Своими корнями крестные ходы уходят в Ветхий Завет. Древние праведники часто совершали торжественные и всенародные шествия с пением, трубоглашением и ликованием. Повествования об этом изложены в священных книгах Ветхого Завета: Исход, Числа, книги Царств, Псалтирь и других.

Первыми прообразами Крестных ходов были: путешествие сынов Израилевых из Египта в обетованную землю; шествие всего Израиля вслед ковчега Божия, от которого последовало чудесное разделение реки Иордана; семикратное обхождение с ковчегом вокруг стен Иерихонских - неприступные стены Иерихона пали тогда от гласа священных труб и возглашений всего народа; а также торжественные всенародные перенесения ковчега Господня царями Давидом и Соломоном.

И первый прообраз хоругвей был дан людям в древности, после всемирного потопа. Бог, явившись к Ною во время его жертвоприношения, показал ему радугу в облаках и назвал ее заветом вечным между Богом и людьми (Быт. 9, 13-16). Как радуга во облаках напоминает нам о завете Божием, так и на хоругвях изображение Спасителя служит нам напоминанием об избавлении от геенского потопа огненного.

Второй прообраз хоругвей был получен по выходе Израиля из Египта, во время перехода через Чермное море. Явился Господь в столпе облачном, и все воинство фараона покрыл тьмой от сего облака, и погубил их в море, Израиль же спас. Так и мы видим на хоругвях образ Спасителя, как облако, явившееся к нам с небес для поражения врага нашего духовного, адского фараона диавола со всем воинством его. Крепкий во бранех Господь всегда вступается за нас и прогоняет силу вражию.

Третьим прообразом хоругвей было то же облако, покрывавшее скинию и осенявшее Израиль во время путешествия в Обетованную землю. Весь Израиль взирал на священный облачный покров и духовными очами разумел в нем присутствие Самого Бога. 14-15). Так и мы, неся во время Крестных ходов хоругви, возводим телесные очи к образам Спасителя. Богородицы и святых; сердцем же обращаемся к Первообразам их, сущим на небесах, и получаем исцеление от греховного угрызения духовных змиев - бесов, искушающих нас.

Первый в истории православной церкви крестный ход состоялся в начале V века. В 402 году епископом города Константинополя был Иоанн Златоуст. Из-за интриг и клеветы святитель попал в опалу и был изгнан императором из города. Верные чада очень переживали гонения на возлюбленного во Христе епископа. И когда Иоанну Златоусту было разрешено вернуться на свою кафедру, ему навстречу вышли обрадованные христиане с иконами и зажженными свечами.

Крестный ход - это самое массовое богослужение, передающее шествие Церкви к Господу Иисусу Христу. Ходы бывают праздничные, покаянно-просительные, благодарственные, поминальные. По данным справочника “Православные русские обители” за 1910 год в России в 171 монастыре совершалось 505 ежегодных крестных ходов. Из этого числа не менее 19 включали в себя длительные многонедельные и даже многомесячные обхождения окрестных сел и городов с чудотворными иконами. Это были и благодарственные крестные ходы в память о чудесном избавлении от холеры или чумы. Так было под Архангельском, Псковом, Новгородом, Ярославлем, Владимиром, Москвой, Воронежем, на Верхней Волге, Рязанщине, Орловщине, под Нижним Новгородом (с Оранской иконой Богородицы) и Симбирском. Крестные ходы всегда собирали огромное количество народа.

В крестном ходу действуют законы и порядок молебна, вышедшего за церковные стены. Храмом становится природа, куполом - небо, а человек - свеча, пламенеющая к Богу. Крестный ход - это молитва и труд, это время раздумий о своей жизни. Если идешь в конце колонны и тебе не слышно пение, пусть главным станет самоукорение, как у евангельского мытаря: “Боже, милостив буди ми грешному”.

Во время шествия крестного хода освящаются люди и все, что потребно им для жизни: дома, пути, воздух и сама земля - все это для того, чтобы обитаемые грады и веси и вся страна соделались причастными божественной благодати, отвергнув от себя все губительное и тлетворное.

В начале крестного хода несут лампаду - она символизирует пламень веры, свет Христов, просвещающий всех. Крест означает, что всем на земле предназначен свой крест. Хоругви - боевые знамена. Незримо над головами идущих плывет Воинство Небесное. Когда движется колонна крестного хода с молитвой - ад трепещет, ибо так совершается бой духовный!

Советская власть, стремясь разрушить духовность, запретила проводить крестные ходы. Чтобы укрепить коммунистическую псевдорелигию, дважды в год устраивались праздничные демонстрации . Флаги заменили хоругви, портреты “вождей” были вместо икон, а скандирование лозунгов ЦК КПСС подменило соборную молитву.

С 1988 года происходит возрождение крестных ходов. Так, в 1991 году через всю Россию проходит крестный ход с мощами святого Серафима Саровского - после их повторного обретения.

А с 1998-го ежегодно проводятся крестные ходы и вокруг Дзержинска. Усилия не напрасны: безбожный прежде город постепенно меняется. Изменения эти и явные, и скрытые от наших глаз, но ведомые Богу: растет число прихожан, строится православный комплекс, таинственно преображаются людские души. И чему тут удивляться? Господь же сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». А уж когда двести, триста человек согласно выдыхают: «Господи, помилуй нас, грешных!», разве оставит Он нас без милости?

Евгения Никифорова

Категория: Репортажи | Добавил: Allex (21.06.2009)
Просмотров: 795