Среда, 24.04.2024, 22:12
«  Июнь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Главная » 2012 » Июнь » 29 » СЛОВО О ПЕТРОВОМ ПОСТЕ
09:05
СЛОВО О ПЕТРОВОМ ПОСТЕ

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или Апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы. В период этого говения люди готовили себя для проповеди Христова Евангелия - так, как готовились и сами апостолы.

Но  в чем же состоит суть поста и подготовки к проповеди? В самоистязании себя диетой или в вычитывании длинных молитв?  

Пост - работа над своим внутренним миром, и смысл этой работы состоит в единении с Господом. Ведь лучшая проповедь о Христе - жить по-христиански, в полном смысле этого слова.

Но, к сожалению, нередко встречаются случаи, когда в результате неразумного прохождения постных дней и непомерных молитв (особенно многодневных) у человека появляются раздражительность, озлобленность, нетерпеливость или же тщеславие, самомнение, гордость. А ведь смысл поста заключается именно в искоренении этих греховных качеств. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит: "Если, постясь только телесно, мы будем запутаны гибельными пороками души, то истомление плоти не доставит нам никакой пользы при осквернении самой драгоценной части, то есть души". Если у постящегося вместо покаянной молитвы, любви к ближним, совершения дел добра и прощения обид постом преобладают греховные качества души, то пост не является постом истинным, духовным, а оказывается лишь диетой.

Конечно же, любой пост важен как своей частью духовного смирения, так и телесного. Главное, чтобы духовное и телесное было сопряжено с любовью ко Господу и к ближнему. Лишь в этом случае пост и молитва являются крыльями, возносящими душу к Творцу.

Посмотрим на историю возникновения Петропавловского поста. Она восходит к глубокой древности. Пост заповедуется уже в Апостольских постановлениях, и частое упоминание о нём встречается с IV века. Особое почитание этого поста установилось после возведения храмов святым апостолам Петру и Павлу в Константинополе и в Риме.

Как нам известно из Евангелия, апостол Петр был одним из самых близких и преданных учеников Христа, но совершил самый большой грех - отступничество, трижды с клятвой отрекаясь от Иисуса после предания его Иудой.

Опомнившись, Петр горько плакал о содеянном, за чистоту его слез и истинное раскаяние Господь даровал ему прощение и снова нарек его апостолом. Уже в день Святой Троицы апостол Петр обратил в Христову веру не менее пяти тысяч человек, а в дальнейшем еще три тысячи, неся с молитвой и постом в мир слово Божье. 

Павел же до своего крещения носил имя Савл и был самым ярым гонителем апостолов. Но однажды на пути в Дамаск ему явился Божественный свет и лик Господа, от чего он ослеп, однако при этом осознал свои заблуждения и встал на путь веры, пройдя ею до самой своей мученической кончины. Как и Петр, Павел шел по свету, неся слово Божье народу, и в святости своей достиг звания первоверховного апостола.

Апостолы Петр и Павел - сильные и яркие примеры для подражания всем нам. Бывшие в падении, но поднявшиеся, сумевшие поставить в себе внутреннее над внешним, они стали чистыми источниками проповеди о  Христе.

Помоги, Господи, и нам, по молитвам св. апостолов Петра и Павла, разумно сочетать в себе внутреннее и внешнее и стать для окружающих нас чистыми источниками любви и сострадания.

 В завершение хотелось бы привести одну притчу "О внешнем и внутреннем":

«Один царь, разъезжая по своему царству со своими придворными, встретил двух нищих старцев в изорванных одеждах. Он тотчас же остановился, вышел из колесницы, поклонился им до земли и поцеловал их.

Придворные оскорбились таким поступком царя, унижающим, по их пониманию, царское достоинство. Прямо же выказать своё неудовольствие не решились.

Объяснить царю неприличие его поступка взялся его родной брат. Царь выслушал и пообещал дать ему ответ.

В царстве этом имелся такой обычай. К гражданину, приговорённому к смертной казни, накануне посылался герольд с трубой и начинал перед окнами его дома трубить.

Царь вечером того же дня, когда имел объяснение с братом, послал трубача к окнам его дома. Тот, конечно, опечалился и всю ночь провёл без сна.

Наутро пошёл он вместе со своей женой в царский дворец. Царь принял его в своих внутренних покоях и сказал:

- Неразумный! Ты испугался проповедника моей воли, хотя не сделал против меня ничего, достойного смертной казни. Как же тебе можно было учить меня, когда я отдал предпочтение нищим - проповедникам Божьим, которые громогласнее всякой трубы проповедуют мне о смерти и о страшном пришествии моего Владыки, пред которым я без числа согрешаю?

- Так, нынче обличая своё безумие, - заключил царь, - устрашился ты.

Но так как брат выказал своё неудовольствие царю по совету придворных вельмож, то царь и их не оставил без обличения. Он приказал устроить четыре ящика, два из них позолотить снаружи, а внутрь положить смердящих костей; другие же обмазать смолой и сажей, внутрь положить драгоценные камни.

Приготовив это, царь позвал вельмож и, указывая ящики, спросил их: "Какие ящики лучше: вызолоченные или обмазанные смолой?" Вельможи указали на первые. Царь приказал раскрыть те и другие. Дело объяснилось. Тогда царь сказал вельможам:

- Знайте же, что нужно обращать внимание на внутреннее и сокровенное, а не на внешнее. Вы обиделись, когда я поклонился плохо одетым нищим. А я видел очами разума, что они честны и благородны душою».

Правильный пост - это борьба за человеческое в самом себе. Он - попытка более высокое в себе, душу, поставить выше, чем просто физиологическое. Если это удалось, то тогда душа будет благодарна тебе за свое вызволение из греха. Так что правильный пост - это радость. Как и правильно переживаемое православие в целом. Аминь.

Священник АНДРЕЙ МАНОШКИН, клирик храма Воскресения Христова г. Дзержинска