Четверг, 25.04.2024, 22:17
«  Август 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Главная » 2012 » Август » 15 » СЛОВО НА ПРАЗДНИК ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ
21:03
СЛОВО НА ПРАЗДНИК ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ

    Во имя Отца, Сына и Святого Духа!

Преображение Господне. Эти слова, напоминающие нам об одном из двенадцати главных праздников Православной Церкви, могут вызвать у человека разные ассоциации. Кто-то вспомнит о Свете Фаворском, а кто-то подумает о том, что время пришло яблочки освятить - яблочный Спас!

Говорить о сути праздника можно бесконечно - потому что апостолы, которые до восхождения на Фавор видели Иисуса Христа, как Человека, увидели Его - Бога. Свет божественной славы, нетварный свет невечерний осиял трёх из двенадцати человек, поднявшихся с Иисусом на гору Фавор. (Лк.9,28) Этим светом некогда был обдан и Моисей, вошедший в тёмное непроницаемое облако на Синае. (Исх.19)

Нужно сказать, что Господь Иисус Христос преобразился не в том смысле, что Он стал другим, а в том, что апостолы Его, последовавшие за Ним с верою и любовью, чистотой своей жизни и распахнутой душой стали способными, в определённой мере, как Моисей, воспринять, увидеть нетварный божественный свет. Этот свет, возжигаясь божественной благодатью, не только во Иисусе Христе, но и в каждом человеке, который стремится к благодатной жизни и приобщается ей, не остается только в человеке, но и освящает, расцветает и сияет вокруг, оживотворяя собой весь мир. И все вокруг начинает сиять ответным светом, потому что всё, что сотворено Богом, способно сиять и раскрываться навстречу божественной благодати. Этот свет принадлежал Иисусу всегда. Но накануне своих крестных страданий Господь показал людям, способным вместить это, - каждому  по своей мере ("якоже можаху"), - как, в какой последовательности, может произойти преображение человека.

Взойти на гору - это изрядный труд. И не просто взойти, а следовать за Христом по одной единственной тропе. Узкой, извилистой, временами опасной. Скатиться по склону, неважно, с какой стороны горы, результат - один. Погибель. А вот путь ко Христу один. Строго за Ним.

Свет Преображения открыл духовные глаза апостолов. Они сразу узнали, что рядом с Иисусом стоят Илья пророк и Моисей. (Лк.9,30) Это даже не было знанием в буквальном смысле, в том смысле, что они их узнали. Ведь фотографий тогда не было, а они их никогда не видели. Это было ведение, которое дает благодать Божия. И вместе с этим изменилось и восприятие мира, чувства апостолов и их желания. "Хорошо нам здесь  быть", - восклицает Петр (Лк.9,33), еще плохо понимая, что с ними происходит. И он уже ничего не желает, кроме одного: остаться навсегда на этой горе с Господом. "… сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии…" (От Луки 9:33)

Так и нам можно говорить о преображении себя, если у нас изменится отношение к миру, наши желания и чувства. Ведь порой  человек, не воруя, убежден, что он и не вор. Но ведь желания и чувства, они обличают нас, что это не так. Если есть желание, то мы уже грешны. Еще за полторы тысячи лет до боговоплощения Бог, давая Закон человеку, употребил эту меру, которая поможет человеку определить самому - грешен он или нет. "Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его] ни всего, что есть у ближнего твоего".  (Второзаконие 5:21,22)

Желание - вот что должно преобразиться в человеке. Чувства, преображенные божественной благодатью, будут способствовать неразрывному пребыванию с Богом. В противном случае благодатный свет может стать изнуряющим огнём для грешной, не преобразившейся природы человека. И средство для достижения этой цели указал Сам Господь. Воплотившись и снизойдя до человека, Он призвал - "Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное" (Мф. 4,17). А что такое покаяние? Это перемена. Перемена самого человека, его мышления, чувствования, желаний.

Будем же просить Того, Кто всемогуществом Своим удерживает в деснице Своей всех и вся, чтобы Он помогал нам в деле нашего спасения, и мы сами будем прилагать усилия в ту меру, которая нам дарована, потому что без совместного соработничества  Всемогущий Бог не спасает  человека. И да снизойдет на нас божественная благодать невечерним, нетварным Фаворским светом для просвещения умов наших. Аминь.

Протоиерей Сергий Муратов, настоятель храма в честь Владимирской иконы Божией Матери на Святом озере