Пятница, 24.11.2017, 14:22
«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Главная » 2014 » Январь » 6 » С нами Бог!
01:21
С нами Бог!

РОЖДЕСТВО ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

«Сегодня веселятся небо и земля! Да играют и ликуют горы, холмы, долины, реки и моря! Да торжествуют Ангелы и люди, ибо ныне Христос пришел для обновления и спасения душ наших…» из богослужения Праздника

 

«Рождество... Чудится  в  этом слове крепкий,  морозный  воздух,  льдистая  чистота и снежность. Самое слово это видится мне голубоватым. Даже в церковной песне -

Христос рождается - славите!

Христос с небес - срящите! –

слышится хруст морозный. Синеватый рассвет белеет. Снежное кружево деревьев легко, как воздух. Плавает гул церковный, и в этом морозном гуле шаром всплывает солнце. Пламенное оно, густое, больше обыкновенного: солнце на Рождество. Выплывает огнем за садом. Сад - в глубоком снегу, светлеет, голубеет. Вот, побежало по верхушкам; иней зарозовел;  розово зачернелись галочки, проснулись; брызнуло розоватой  пылью, березы позлатились, и огненно-золотые пятна  пали на белый снег. Вот оно, утро Праздника, - Рождество». И. Шмелев «Лето Господне».

 «Христос рождается - славите! - Христос с небес - срящите!» Опять уже скоро Рождество. Великий, чудный Праздник. Праздник детски-чистого сердца. Праздник горячей веры и непостыдной надежды, - говорит в своей проповеди епископ Пенсильванский Никон, -  Опять будем петь гимны родившемуся Младенцу Христу, опять будем славить Его с ангелами и вифлеемскими пастухами, опять будем, как мудрецы востока, поклоняться Ему.

О, если бы все это действительно переживалось нами, - продолжает епископ Никон, - а не скользило по поверхности нашей души, если бы наконец-то проснулась наша мысль, трепетно забилось сердце, загорелось вдохновение в груди от одного этого пения: «Христос рождается - славите, Христос с небес – срящите», и мы, действительно сделали бы над собой усилие подняться навстречу Христу и с безграничной любовью, с восторгом и благоговейным страхом, приникнув к яслям Христовым, отошли бы потом от них, как пастухи Вифлеема, «славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели».

Снова Милосердный Господь благословил нас дожить и встретить светлый праздник Рождества. Снова мы приглашаемся к яслям Богомладенца и имеем возможность вместе с патухами и волхвами поклониться Ему и принести свои дары. Но способны ли мы прочувствовать тайну Боговоплощения? Что значит для нас это Рождение и каким смыслом оно наполняет жизнь каждого из нас?

Или даже и в такой день мы не сможем вырваться из рутины повседневности, и он пройдет стороной, и мы так и не уподобимся вифлеемским пастухам, и не наполнятся наши сердца тем, «что мы видели и слышали»?

В начало статьи неспроста вынесена цитата из Ивана Шмелева. Его сердце действительно полно тем, что он видел и слышал. Эти воспоминания о трагически потерянной и горячо любимой Родине не просто живы, они – осязаемы. Неужели мы начнем что-то ценить, лишь потеряв это?

Вырвемся из потока обыденности и в преддверии великого Торжества освежим в памяти и в сердцах то, что предшествовало Рождеству Христову и неразрывно с ним связано.

 Мир накануне Рождества

 Грехопадение деформировало и извратило душевные силы и природу человека, разложение которого определило историю человечества. Пять с половиной тысяч лет понадобились человечеству, чтобы развить все заложенные в нем потенциальные возможности, создать все философские системы и исчерпать заложенные в них философские идеи, осознав их тщетность и бесплодность, развить искусство до высших степеней, сделать основополагающие открытия в науке и вместе с тем убедиться в своем нравственном и интеллектуальном бессилии. Человечество дошло до какой-то трагической грани, исчерпав свои силы и возможности. Оно увидело, что спасти себя не может.

Поэтому в эпоху перед Рождеством Иисуса Христа было всеобщее ожидание Спасителя. Его прихода напряженно ждал весь мир: и иудеи и язычники. Иудеи ожидали Его пришествия на основании пророчества; язычники, бедствуя от безверия и всевозможных зол, также с нетерпением ожидали Избавителя. Все пророчества относительно времени воплощения Сына Божия исполнились. Патриарх Иаков предсказал, что Спаситель придет тогда, когда скипетр отойдет от Иуды; пророк Даниил пророчествовал, что Царство Христово наступит после того, как настанет царство крепкое, как железо, которое будет все раздроблять и разбивать, и что Спаситель мира явится в семидесятую седмину лет после выхода повеления о восстановлении Иерусалима.

 Перепись

 Ко времени земной жизни Христа Спасителя Иудея входила в состав огромной Римской Империи и управлялась наместником Сирии и подчиненным ему прокуратором. Император Август для упорядочения налогообложения решил провести перепись во всем государстве. Римские власти считались с местными обычаями, и перепись проводилась в Иудее соответственно законам народа. Мария и Иосиф принадлежали к роду Давида, и поэтому должны были записаться в том городе, откуда происходил их предок — в Вифлееме Иудейском. 

      В суровое время года и без всяких средств должны были странствовать Иосиф и Мария при неблагоприятных обстоятельствах и по трудному пути. Для совершения этого пути требовалось как минимум трое суток странствования. Вифлеем, небольшой город, в древности называвшийся Евфрафа, лежит к югу от Иерусалима на пути к Хеврону и отстоит от Назарета на три дня пути. В Вифлееме родился царь Давид и там же помазан на царство; в Вифлееме был весь род Давида, и потому он по справедливости называется фамильным городом царя Давида.

 Вифлеем

 Пришествие Христа совершилось в безмолвии и тайне: Вифлеем — образ мира — не узнал своего Спасителя. Мир, ожидавший Христа, создал себе другие образы Христа. Истинному Христу, который принес Божественный свет на землю, не оказалось места в этом мире. Вифлеем закрыл для него городские ворота. Иерусалим приготовил крест. До сих пор мир ненавидел и ненавидит Христа.

На канонической Рождественской иконе всегда поражает и приковывает взгляд внутренность пещеры, закрашенная черным цветом. Это – не от недостатка фантазии или художественного вкуса иконописца. Икона – это богословие в красках, и эта тьма иллюстрирует слова Евангелия: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Иоан.1:5). В греческом оригинале мысль звучит точнее, буквально: тьма не захотела быть пронизанной светом. Ведь любые предметы видимы настолько, насколько они способны отражать направленный на них свет, и чем больше они отражают, тем, стало быть, они светлее. Полностью черные свет не отражают вообще. Это символ глухой вражды и ненависти, которыми встретил Младенца Христа мир. На некоторых иконах на заднем плане пишется город (Вифлеем) с наглухо запертыми воротами.

 Зима и ночь

 

Христос родился зимой. Хоть в Святой Земле она не так сурова как у нас, но зима – это знак духовного состояния человечества: полночь и тьма, повисшие над землей. Важный символ: Он родился в то время, когда совершается зимний переход солнца, когда еще самые короткие дни, но уже совершился поворот солнца к лету.

Первое пришествия Христа содержит в себе таинственные указания на Его второе пришествие: будет духовная зима — потеря человечеством любви, духовная ночь — померкнет свет веры, только как мерцающие огоньки звезд останется благочестие на земле.

В ночь Рождества Вифлеем спал глубоким сном. Двери домов были наглухо закрыты для Богомладенца. Мир принял своего Царя в пещере для скота. Только животные в зимнюю холодную ночь согревали Младенца своим дыханием. Они не дотронулись до пищи, чтобы в охапке сена, как в мягкой постели, Он мог бы укрыться от стужи.

Чистые сердцем

Стояла тишина. Израиль — Народ Божий — спал. Только несколько пастухов на поле стерегли овец. Вдруг яркий свет разлился вокруг. Они испугались, пришли в ужас. «Не бойтесь,— сказал им Ангел,— я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». И пастухи, услышав ангельское благовестие, приняли Христа чистой верой, имея свидетельство о Боге в своем собственном сердце. Их чистые души не были черны, они были способны отразить в себе небесный свет.

Пришествие Христа на землю — свет, озаривший всю Вселенную. Боговоплощение – определяющее событие не только человеческой, земной истории, оно значимо и для мира Ангельского: они, не в силах постичь эту великую тайну, смиренно славословят Творца. В Рождественских песнопениях Церковь повторяет свой победоносный гимн, слова: «С нами Бог!». Бог - с нами на земле, чтобы мы были в вечной радости.

 «Мудрые звездоблюстители»

 Волхвы, то есть мудрецы, обладатели тайных знаний (астрономия и математика считались в древнем мире науками священными) взяли на себя труд пойти и поклониться Родившемуся Царю. 

Мудрые потому, что они действительно искали истину, и поклониться пришли именно они, а не сильные мира сего, которые не становятся на колени перед Божеством, укрытом в маленьком человеке. Если они и станут искать правду у маленького человека, то не для того, чтобы почтить, а чтоб использовать в своих целях или убрать с дороги, если мешает.

Мудрецы с Востока, взявшие на себя труд и риск большого путешествия, скорее всего, были знакомы с ветхозаветными пророчествами о Мессии, поскольку в Вавилоне существовала большая иудейская диаспора.

В богослужебных текстах они еще иногда именуются царями. Дело в том, что общество на Востоке (Месопотамия, Персия) было кастовым, поэтому обладателями тайных знаний могли быть представители только высшей касты, к которой принадлежали правители и жрецы.

По преданию, имена евангельских волхвов были: Гаспар, Мельхиор и Валтасар. После поклонения Иисусу волхвы спустя тридцать с лишним лет приняли Крещение от апостола Фомы и сами сделались проповедниками. Как говорит предание, свою веру они засвидетельствовали мученической кончиной за Христа. Их мощи были обнаружены в III веке и сейчас находятся в Кельнском соборе Германии.

 Избиение младенцев

 «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов».(Мф. 2; 16)

Чего добивался Ирод, посылая воинов на избиение младенцев в Вифлееме? История хорошо сохранила нравственный облик этого, с позволения сказать, человека. Как и любой узурпатор, он патологически боялся потерять свою власть. Боялся настолько, что не только истребил родных братьев, но убивал и сыновей, боясь, что они попытаются свергнуть его и завладеть троном. Кесарь Август в Риме шутил: «У Ирода безопаснее быть свиньей, чем царевичем!» (как известно, иудеи не ели свиного мяса). И вдруг волхвы на площадях его, Иродовой, столицы спрашивают: «Где Родившийся Царь Иудейский?» Можно представить, каким приступом злобы захлебнулся безумный властолюбец.

Осознавал ли он, Кого покушался убить? Святые Отцы говорят: знал. Это был акт открытого богоборчества, ведь призвав книжников, он спросил: «Где Христос раждается?» Те ответили: «В Вифлееме Иудейском». Речь идет только о Рождении Мессии, предреченном пророками.

Существует еще мнение, что он совершил это осознанное злодеяние для того, чтобы увязать в народной памяти приход Спасителя с этим страшным изуверством, чтобы люди отшатнулись от Мессии, не в силах принять Его, так как в их умах Его пришествие ассоциируется с ужасом.

Неспроста имя Ирода стало нарицательным для самых отъявленных негодяев.

 Праздник мира

 «Слава в вышних Богу, и на земли мир», - воспели Ангелы в ту святую ночь. По преданию в год Рождества не было войн на земле. Господь принес мир, мир человека с Богом. Он несет мир мятущейся душе и больной совести. Он единственный, кто может даровать сердцу человека мир и покой. 

 «Настоящая ночь есть ночь примирения, - такими словами начинает славить Рождество Христово преподобный Ефрем Сирин, - поэтому никто не гневайся на брата и не оскорбляй его. Сия ночь даровала мир целому миру: итак никто не угрожай; это - ночь Кротчайшего - никто не будь жесток; это ночь Смиренного - никто не гордись. Ныне день радости - не будем мстить за обиды; ныне день благоволения - не будем жестокими. В сей день тишины не станем обуреваться гневом. Сегодня Бог пришел к грешникам - не превозносись же, праведник, пред грешным! Сегодня Пребогатый обнищал ради нас; пригласи же, богатый, бедняка на свою трапезу. Сегодня мы получили дар, коего не просили; будем же подавать милостыню тем, которые взывают к нам и просят. Нынешний день отверз небесную дверь молитвам нашим: отворим и мы дверь сию просящим у нас прощения. Ныне Божество положило на себя печать человечества, чтобы человечество украсилось печатию Божества!»