Пятница, 26.04.2024, 07:59
«  Ноябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Главная » 2010 » Ноябрь » 30 » О РОЖДЕСТВЕНСКОМ ПОСТЕ
20:25
О РОЖДЕСТВЕНСКОМ ПОСТЕ
     Мы снова входим в режим поста, на этот раз он предваряет праздник Рождества Христова, и поэтому носит название Рождественский пост, или Филиппов, так как начинается после 27 ноября - дня памяти апостола Филиппа.
     Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия, чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его Заповедям.
     Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как в Петров пост. Это значит, что во время поста запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей. В остальные же дни - вторник, четверг, субботу и воскресенье - разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается по вторникам, четвергам, в субботние и воскресные дни до дня памяти святителя Николая Мирликийского и в великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей. После 19/6 декабря рыба употребляется только по субботним и воскресным дням. Со 2 января по 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. К сожалению, эта тема наиболее интересна прихожанам, а вот как правильно проводить время постов, интересует немногих.
     Православная Церковь учит, что по делам благочестия, которым мы должны посвящать постные дни, дни поста приближаются к дням праздничным. Слово Божие свидетельствует, что «пост... соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством» (Зах. 8, 19). Но посты все же отличаются от праздничных и будних дней. В праздники Церковь призывает нас к благодарению Бога и святых за благодеяния, в посты - к примирению с Богом и участию в жизни, страданиях и смерти Спасителя и святых. Праздники располагают нас к духовной радости надежде, посты - к сокрушению и слезам. В праздники, сообразно духовному веселью, Церковь благословляет трапезу обильнейшую, в посты - предписывает умеренное употребление пищи и пития, и притом пищи не скоромной, а постной. В Церковном Уставе ясно изображено и время употребления и качество постной пищи. Все строго рассчитано, с той целью, чтобы ослабить в нас страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы не совсем расслабить нашу телесную природу, а напротив - сделать ее легкою, крепкою и способною подчиняться движениям духа и бодренно выполнять его требования.
     Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора.
     Пост не цель, а средство - средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», - заповедует Святая Церковь. Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, - напрасно утешаемся неядением: ибо - если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим».
     Основа поста - борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту. Пост - это аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности. Как же приготовить себя к этому? Нужно входить в режим поста поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение года.
     Некоторые безрассудно и поспешно принимаются за подвиги поста и начинают поститься строго. Вскоре они или расстраивают свое здоровье, или от голода становятся нетерпеливы и раздражительны, пост становится для них невыносимым, и они бросают его. Чтобы наше расположение к посту сделать устойчивым, нужно приучать себя к посту внимательно, не разом, а постепенно - мало-помалу. Каждый сам должен определить, сколько ему требуется в сутки пищи и пития; потом понемногу надо уменьшать количество употребляемой пищи и довести его до того, что больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению - неспособности к делу. Поминайте правило, данное Самим Господом: да не отягчаются сердца ваша объядением и пианством. Стремящимся соблюдать пост необходимо посоветоваться со священником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и испросить благословения на совершение поста.
Подготовил иерей Сергий Муратов