Четверг, 24.08.2017, 04:07
«  Февраль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728
Главная » 2014 » Февраль » 9 » Духовных подвигов начало
22:30
Духовных подвигов начало
Текст Дмитрия Романова

  Открываем церковный календарь и видим, что в текущем году день 9 февраля не просто воскресный, а имеет особое название «Неделя о мытаре и фарисее». После перечисления имен святых, празднуемых Церковью в этот день, стоит уставная заметка: Начало Постной Триоди. И вот, впервые в наступившем году повеяло благовонным фимиамом приближающегося священного Поста. Святая Церковь, как чадолюбивая Матерь, начинает заблаговременно готовить нас к предстоящему духовному подвигу.

В этот день впервые в году запели в церквях на Всенощном Бдении умилительное песнопение: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен: но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию». 

Слушая это песнопение при мерцании свечей, с потушенным электрическим светом, пусть каждый из нас ощутит в душе рождающееся нечто, то, что он пронесет, взращивая его, через весь Пост и положит в Пасхальную ночь к опустевшему Гробу в дар Воскресшему Господу. 

Святитель Иоанн Златоуст учит нас, что мы должны вступать каждый раз в поприще поста с какою-либо конкретной целью: приобрести, к примеру, какой-нибудь  благочестивый навык или наоборот, избавиться от какого-либо порока. В любом случае необходимо из каждого поста выносить некий плод, чтобы проведенный пост был вехой, шагом в нашем духовном делании.

Еще этот день знаменует то, что отныне до Недели Всех Святых главной книгой при богослужении будет Триодь: до Пасхи – Постная, после Пасхи – Цветная. Как известно,  служба церковная правится по нескольким книгам одновременно, так вот в этот период тон им всем задавать будет именно Триодь. Отсюда, период пения Триоди и называется по-гречески: Триодион.

Весь этот период подвижен, не имеет привязки к дате, к числу и месяцу, так как зависит от дня празднования Пасхи. Пасха же не имеет точной даты, поскольку исчисляется не по солнечному календарю, а по солнечно – лунному.

Синаксарь (поучительное чтение) Недели о мытаре и фарисее торжественно открывает это священное время: «В настоящий же день, с Богом и Триодь начинаем: юже убо мнози от святых и богоносных красотодетель наших отец, добре и яко достояше, от Святаго движими Духа, сложивше песносоделаша».

Слово «Триодь» переводится как «Трипеснец», поскольку подавляющее большинство канонов, содержащихся в ней, состоят из трех песен и, в свою очередь, также называются «трипеснцами». Стихи, предваряющие собой поучение, гласят: «Зиждителю горних и дольних, Трисвятую убо песнь от ангелов: Трипеснец же и от человеков приими».

Что же обозначает само понятие «Неделя о мытаре и фарисее»? Следует помнить, что в церковном календаре под словом «неделя» подразумевается один воскресный день, семидневная же неделя (в привычном понимании) называется «седмица». Почему же этот день «о мытаре и фарисее»? Все просто! В этот день на Божественной Литургии читается отрывок из Евангелия, в котором Господь рассказывает притчу о мытаре и фарисее.

  «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лук.18:10-14).

Толкуя притчу, очень важно проследить, чтобы не смешались два понятия: сам человек и его дело. Фарисей и его молитва, мытарь и его молитва. Неверно думать, что Господь, оправдав мытаря, осудил фарисея. Сказано: «Сей (мытарь) пошел оправданным в дом свой более, нежели тот (фарисей)». Не фарисея Господь осудил, а его молитву, которую тот испортил гордыней и превозношением.

Фарисей пришел с искренним желанием помолиться Богу и искренно начал свою молитву. Что же он говорит? «Боже! Благодарю Тебя!», - достойное начало. « …Что я не таков, как прочие люди…», - действительно не последний ведь он человек, он регулярно постится, жертвует десятину, в этих словах только констатация фактов, греха нет, но есть уже тревожный сигнал: он приписывает добродетели самому себе, перечисляя только грешников.

Из его слов напрашивается вывод, что всё человечество и есть сплошные «грабители, обидчики, прелюбодеи», как иронически заметил свт. Иоанн Златоуст, - он весь мир осудил, а себя одного оправдал. «…Или как этот мытарь…», - стоп! Вот и впал уже в явное осуждение, вот и вменил ни во что свою молитву….

Ведь до сих пор он не имел в виду кого-то определенного, а просто обобщал: есть, мол, на свете грабители, обидчики, прелюбодеи. Но, осудив конкретного человека (и, наверное, ведь, показал рукой на стоящего сзади мытаря), обратил свою молитву в «безумные глаголы». Об этом говорит преподобный  Андрей Критский в Великом Покаянном каноне, - именно, что фарисей, сказав: «Боже, благодарю Тебя», к этому прибавил уже «прочие безумные глаголы».

Правильные акценты в понимании притчи ставит нам Святитель Филарет Московский: «…Коротка притча; но много сказано в ней! Имейте в виду, что Церковь, говоря о фарисее, который выводится в притче, не осуждает его всецело. Нет, больше того: она нам предлагает подражать его добродетелям и брать с него пример.

Вот он говорит, что постился два раза в неделю, отдавал постоянно известную часть от того, что он приобретал, - отдавал как жертву; а все ли это делают? И вот Церковь, указывая нам на это, говорит: «Постараемся, потщимся подражать добродетелям фарисея». Но только вот чему не нужно подражать: тому, как он сам оценил свои добродетели, как он сам к ним отнесся. 

В противоположность ему, мытарь, который принес только грехи и осознавал их, смиренно принеся в них покаяние, только просил у Господа милости, не оправдывал себя ни условиями жизни (как это теперь постоянно бывает), ни своею слабостью, немощью или окружающими соблазнами – ничем себя не оправдывал, а только просил у Господа милости и её получил.

Таким образом, Церковь, когда приближается Великий Пост, и начинает сиять заря будущего духовного света, когда приближается время усиленной молитвы и воздержания, - указывает нам на то, как нужно молиться и как не нужно молиться. Не нужно молиться так, как молился фарисей, а нужно молиться так, как молился мытарь. Церковь полюбила эту молитву и часто предлагает её нам как образец смиренной молитвы: «Боже, милостив буди мне грешному».

Песнопение Постной Триоди призывает нас: «Не помолимся фарисейски, братие: ибо возносяй себе смирится. Смирим себе пред Богом, мытарски пощением зовуще: очисти ны Боже, грешныя».

Рассматривая строй церковного богослужения нельзя не удивиться и не умилиться тому, с какой любовью и заботой святые отцы – песнотворцы веками слагали для нас в эту сокровищницу отборные жемчужины духа и драгоценные камни веры, составляя из них богатое узорочье песнопений и гимнов.

Ярким образчиком этого в данном случае и является Постная Триодь: богослужебная книга и священный период времени, ведущий нас через поприще духовных подвигов к Светлой Пасхальной Радости.