Текст Дмитрия Романова Среди суббот всего годового круга
выделяются две особые, предназначенные Церковью для общего поминовения
православных христиан. Эти субботы называются родительскими вселенскими
(всеобщими). Родительскими они названы потому, что слово „родители"
по-старославянски означает „предки". Это субботы Троицкая, совершаемая
накануне празднования дня Святой Троицы, и мясопустная, перед неделей
мясопустной, называемой ещё Неделей о Страшном суде, так как на литургии
читается евангельский отрывок, в котором Господь описывает Своё
Второе Пришествие и Страшный суд (Мф.‑25,‑31–46). Приурочено поминовение
усопших к этой субботе потому, что, вспоминая на следующий день Страшный
суд, на который предстанут все люди, как живые, так и умершие, мы, по
долгу христианской любви, молясь об избавлении нашем от осуждения
на этом последнем суде Божием, молимся, чтобы и усопшие наши помилованы
были Богом.
Седмица после Недели (воскресенья)
о блудном сыне и заключающая её Неделя (воскресенье) называются
мясопустной по той причине, что на этой Неделе заканчивается вкушение
мяса. Само воскресенье называется еще „мясопуст" (то есть отпуск мяса,
лишение, прекращение вкушения мяса).
В субботу мясопустную Церковь совершает поминовение
„всех от Адама и до днесь усопших во благочестии и правой вере".
В этот день Церковь молится особенно
о тех усопших, которые, по выражению синаксаря Триоди (поучения),
„узаконенных псалмов и песнопений памяти не получиша", то есть в силу
каких-либо исключительных обстоятельств своей смерти не удостоились
надлежащего христианского погребения. Особенно молится она о
тех усопших, которые были застигнуты внезапной смертью на чужбине,
в море и горах, в пропастях, от мора и голода, на войне, в пожарах,
от стужи и подверглись другим родам смерти.
Мысль о конце нашей жизни, при воспоминании от отшедших
уже в вечность, отрезвляюще действует на каждого, кто забыл о вечности
и прилепился всей душой только к тленному и мимотекущему.
„Что прельщается человек хваляся? Что всуе смущается?..
Разве мы, человеки, всего лишь брение, что так прилепились земле? И
если мы сродны Христу, то что не притекаем к Нему?",— вопрошает стихира
„на хвалитех" субботы мясопустной.
Не следует забывать, что весь этот
молитвенный настрой глубоко укоренен в общем контексте подготовительных
к Великому посту недель. Формируя правильное наше умонастроение
и расположение сердца, Святая Матерь Церковь молитвенно объединяет
всех своих верных чад: как составляющих земную, воинствующую Церковь,
так и перешедших в Церковь небесную, торжествующую.
И разве не естественно накануне дня воспоминания Страшного
Суда Господня всем ныне живущим помолиться об умерших своих родственниках и
близких людях. Соборная молитва в храме и милостыня, творимая от чистого
сердца, объединяют в этот день православных христиан. Даже тем людям, которые,
кажется, далеки от Церкви передаётся общий молитвенный настрой и связанные с
ним религиозные переживания. Они начинают по-другому смотреть на смерть и
осознавать, что умершие люди действительно переселились из земной жизни в жизнь
вечную.
Такие мысли
благотворно действуют на души верующих, приходящих в храм в Родительскую
субботу. Получается, с одной стороны, что соборная молитва и милостыня
облегчают участь тех, кто перешёл черту смерти, а с другой стороны,
очистительно действуют на живущих ныне христиан. Так образуется неразрывная связь между людьми, которая
свидетельствует о том, что у Бога все живы, неважно, когда закончился твой
жизненный путь. Поэтому необходимо именно в Родительскую субботу прийти в храм
и помолиться соборно о блаженном успении умерших братьев и сестер наших.
|