Вторник, 27.06.2017, 08:27
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Главная » 2013 » Октябрь » 31 » 2 ноября Церковь отмечает Димитриевскую родительскую субботу
16:52
2 ноября Церковь отмечает Димитриевскую родительскую субботу
Текст Дмитрия Романова.

  

«Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых» (Мк. 12;27), - говорит Священное Писание. С переходом человека в вечность Святая Церковь не оставляет своего матернего попечения о нем. Мы верим, что молитва Церкви влияет на загробную участь: на этой вере и основано поминовение усопших в соборных и частных молитвах. Церковь освящает молитвой и подает благодатную помощь в особые, значимые для усопшего дни: третий, девятый, сороковой, ежегодные памяти.

Но кроме частных существуют и соборные дни памяти усопших, когда Святая Церковь молится о упокоении всех в вере скончавшихся православных христианах. Такие дни, в силу устройства богослужебного недельного круга, совершаются преимущественно по субботам. А также это основано на том, что именно в Великую, «преблагословенную», Субботу, в день покоя, Единородный Сын Божий Своею Пречистою Плотию почивал во гробе.

В Русской Церкви такие поминовенные субботы называются «родительскими».

Святая Церковь в определенные Уставом дни года совершает поминовение «всех от века усопших православных христиан», сподобившихся христианской кончины, а равно и тех, которые, будучи застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Устав называет эти дни Вселенскими родительскими субботами. В церковном календаре эти дни не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим празднованием дня Святой Пасхи. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются: Суббота мясопустная, Суббота Троицкая, Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого Поста.

Кроме названных выше суббот, отмечаемых всей Полнотой Вселенского Православия, в Русской Церкви издревле имеются еще некоторые дни, посвященные этой цели. Это:

 - «Радоница» - общее поминовение умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (Антипасхи) и, наконец, празднуемая ныне, Димитриевская родительская суббота — суббота, ближайшая к 8-му ноября (по новому стилю), дню памяти великомученика Димитрия Солунского.

 

История установления Димитриевской субботы

 

В августе 1380 года преподобный Сергий Радонежский благословил великого князя Димитрия Донского на битву с Мамаем. «Победиши врагов своих!», - предрек святой старец. По молитвам всей Церкви Великий Князь победил, и эта великая победа стала началом освобождения России от монголо-татарского ига.


Об этой славной победе повествует памятник древнерусской литературы XIV века, «Задонщина». Это сказание погружает читателя в атмосферу первой большой победы над татарами, предопределившей впоследствии и полное освобождение. «Звенит слава по всей земле Русской: в Москве кони ржут, трубы трубят в Коломне, бубны бьют в Серпухове, стоят знамена русские у Дона великого на берегу». Это время небывалого доселе единения русских раздробленных княжеств в деле спасения общей Родины. «…Не пощадим жизни своей за землю за Русскую, и за веру Христианскую, и за обиду Великого Князя Димитрия Ивановича!»

Средневековый автор колоритно передает картину общего предчувствия страшной битвы: «Вот уже заскрипели телеги меж Доном и Днепром, идут хинове на Русскую землю! Набежали серые волки с устьев Дона и Днепра, воют, притаившись на Мече (реке), хотят ринуться на Русскую землю. То не серые волки были - пришли поганые татары, хотят пройти войной всю Русскую землю.

Тогда гуси загоготали и лебеди крыльями заплескали. Нет, то не гуси загоготали и не лебеди крыльями заплескали: то поганый Мамай пришел на Русскую землю и воинов своих привел. А уже гибель их подстерегают крылатые птицы, паря под облаками, вороны неумолчно грают, а галки по-своему говорят, орлы клекочут, волки грозно воют, а лисицы брешут, кости чуя...»

«А бились с утра до полудня в субботу на Рождество Пресвятой Богородицы», - сообщает автор, предположительно рязанский боярин Софроний.

Описывая кровопролитное сражение, он отмечает подвиг Пересвета и Осляби, братьев-монахов, благословленных на битву преподобным Сергием. «…И сказал Пересвет-чернец Великому Князю Димитрию Ивановичу: «Лучше нам убитыми быть, нежели в плен попасть к поганым татарам!»

«…И говорит Ослябя-чернец своему брату старцу Пересвету: «Брат Пересвет, вижу на теле твоем раны тяжкие, уж брат, лететь голове твоей на траву ковыль, а сыну моему Якову лежать на зеленой ковыль-траве на поле Куликовом, на речке Непрядве, за веру Христианскую, и за землю Русскую, и за обиду Великого Князя Димитрия Ивановича».

«И воскликнул Князь Великий Димитрий Иванович: «Господи Боже мой, на тебя уповаю, да не будет на мне позора никогда, да не посмеются надо мной враги мои!» И помолился он Богу, и Пречистой Его Матери, и всем святым, и прослезился горько, и утер слезы».

«В тот же день, в субботу, на Рождество Святой Богородицы, разгромили христиане полки поганых на поле Куликовом, на речке Непрядве!»


Поле битвы представляло ужасающую картину. Очевидец пишет: «Страшно и горестно, братья, было в то время смотреть: лежат трупы христианские, словно сенные стога, у Дона великого на берегу, а Дон-река три дня кровью текла…»

При общем количестве населения тогдашнего Русского государства потери были просто чудовищными. Очевидец пишет: «… посечено безбожным Мамаем двести пятьдесят три тысячи. И помиловал Бог Русскую землю, а татар пало бесчисленное множество».

Возвратясь домой, Димитрий Иванович поспешил в Троицкую обитель к преподобному Сергию. Совершив поминовение усопших воинов, Великий Князь по совету святого старца предложил церковным властям учредить ежегодное поминовение убиенных воинов в субботу, ближайшую к дню памяти Великомученика Димитрия Солунского (8 ноября), то есть перед днем своего небесного покровителя. Со временем в эту субботу, получившую статус родительской, стало принято поминать не только воинов, но и всех своих усопших родственников и близких людей.

Но первоначальный смысл этого дорогого нашему Отечеству дня сохраняется и поныне: Димитриевская суббота, установленная после Куликовской битвы, в первую очередь напоминает нам обо всех тех, кто погиб, отдав жизнь, за Веру и Отечество.