Понедельник, 18.12.2017, 19:47
«  Февраль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728
Главная » 2014 » Февраль » 23 » 24 февраля начинается неделя сырная - Масленица
00:18
24 февраля начинается неделя сырная - Масленица

Текст Дмитрия Романова

  Великий Пост – особое священное время церковного года. Церковь установила особый подготовительный период для того, чтобы христиане входили в Великий Пост постепенно. Начиная с «сырной недели» уже нельзя есть мясо, но можно употреблять рыбу и молочные продукты. Вот почему в это время так популярны блины, сметана, сыр и все прочее, что составляет основу русской молочной кухни.

Богослужение этого периода также особое. Вводятся элементы великопостного богослужения, носящие сугубо покаянный характер.

Христиане стараются примириться со всеми перед святым Постом, с этой целью люди ходят друг к другу в гости, посещают родных и близких, общаются за совместными трапезами, дабы испросить прощения. В этом - смысл Масленицы. Общая трапеза, как повод близким людям собраться и, примирившись, вступить в поприще Поста. 

Два последних подготовительных к Великому посту воскресных дня посвящены темам о начале и конце человечества и истории мира в целом.

В предпоследнее перед Великим постом воскресенье Церковь напоминает о грядущем Втором пришествии на землю Иисуса Христа и последующем за этим Страшном суде, на котором будет вынесено окончательное определение о вечной участи каждого человека. Церковь подводит нас духовно к той последней грани, которая отделит историю этого мира от Царства Божия, время от вечности.

 В церковной традиции неделя, следующая после предпоследнего воскресения (посвященного воспоминанию о Страшном суде) перед началом Поста, называется Мясопустной, или, по-народному, Масленицей. Устав предписывает воздерживаться от употребления мяса, зато разрешается вкушать молоко, сыр, масло и яйца.

До Великого поста остается совсем немного времени. В это время издревле отмечали приближающийся приход весны – перемены и обновления природы. И в русской церковной традиции, человек, глядя на возрождающуюся природу, подвигается на изменения своей внутренней духовной природы для встречи главного христианского праздника – встречи с Богом – Светлого Христова Воскресения. Однако, прежде чем человек приблизиться к Богу, он должен отложить от своего сердца всякую злобу, ненависть и вражду к окружающим его людям, таким же творениям Божиим как и он сам. Поэтому и подготовительная неделя к Великому посту – посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу – в этом настоящий смысл Масленицы.

Бытует мнение, причем достаточно распространенное, что Масленица – это праздник скорее языческий, а не православный. Это совсем не так. Масленица, издревле, была общенародным торжеством, когда люди встречаются друг с другом, избавляются от застарелых обид, прощают, мирятся. Ученые говорят, что название «Масленица» закрепилось не ранее XVI века.

Традиционно на Руси существовали интересные народные обычаи для воплощения в повседневной жизни христианской идеи примирения с людьми. В своей совокупности эти сложившиеся веками традиции и называются Масленицей.

В это время Церковь вплотную подводит нас к началу совершенного поста. Для человека, любящего храм Божий, Масленица пронизана размышлениями о Страшном суде Христовом. Стало быть, земное веселье в эти дни у православных христиан умеряется церковной службой, а сама масленица никак не становится временем чревоугодия.

 В храмах уже в масленичную среду начинают читать великопостную молитву преподобного Ефрема Сирина, сопровождающуюся земными поклонами:

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему.

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

В Прощеное воскресенье вспоминается библейское сказание об изгнании праотца Адама из рая. Библия говорит нам, что первой заповедью, которую Бог дал человеку, было послушание. Не вкушать от древа познания добра и зла. Иначе это можно понять и как заповедь о посте. Малейшая из возможных заповедей: не вкушать плодов одного единственного дерева. Пост и послушание. Соблюдение поста есть послушание Матери Церкви.

Адамово изгнание... Это и есть отправная точка нашего земного странствия в поисках утраченного Отечества — Царства Божия. Причина изгнания Адама — грех, совершенный прародителем. Грех же есть причина страданий, болезней, скорбей и самой смерти. Поэтому борьба с грехом — это главный подвиг на пути к Богу. Последнее воскресенье перед началом Великого поста (Прощеное) также именуется Церковью Неделей сыропустной (так как именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов). В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

К сожалению, в широко распространенных у нас представлениях о Масленице и, особенно в современных попытках воспроизводить какие-то ее элементы, учитывается только развлекательная часть масленичной недели. Она очень интересна и богата как яркое проявление народной праздничной культуры. Некоторыми неверно этот период понимается как попытка «наесться и нагуляться впрок», а прощение – как прощание на время поста с вкусной скоромной пищей. Церковь всегда боролась с такими воззрениями, но, естественно, мирские радости в разумной мере никто не запрещает. Наоборот, в таком контексте по-особому ощущается переход к духовным задачам, к строгим семи неделям Поста, к повышению нравственных требований к себе.

В это воскресенье на Литургии читается библейское повествование об Адаме и Еве, злоупотребивших даром свободной воли и нарушивших божественную заповедь послушания. Окончилось блаженное младенчество человечества. «Открылись глаза», как сказано в Библии, но ослепло сердце. В мир вошел грех, а через него пришла смерть. Потеряв первозданную свободу, человек отдал себя в рабство. Рабство греху, который стал мерой расстояния от Бога, увеличивающееся в наши дни, когда попирается само понятие нормы.

Спасение от этого рабства принес Христос – Богочеловек. Этим исполнилось обещание Божие о пришествии в мир Того, Кто будет победителем над злом, грехом и смертью. Он примирил человека с Богом. И, закончив Свой подвиг, оставил человеку новое обещание, заключил с ним Новый Завет, основал Царство Благодати и отворил его врата для всех.

Также читается Евангельское повествование, в котором Господь Иисус Христос поясняет содержание молитвы «Отче наш»: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Прощать и просить о прощении. Это два самых великих качества, принадлежащих человеку. Оба требуют напряжения веры и воли. Оба требуют подвига любви.

В Прощеное воскресенье Церковь дает наставления верующим относительно правильного поведения во время Великого поста и призывает прихожан покаяться друг перед другом во всех обидах и грехах, помириться и простить все накопившееся. При этом священники сами подают добрый пример и первыми просят у своей паствы прощения. Примирившись со всеми, верующие должны строго соблюдать чистоту телесную и душевную и впредь уже стараться никого не осуждать.