Понедельник, 23.10.2017, 17:58
«  Июнь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Главная » 2013 » Июнь » 22 » 23 июня - Пятидесятница, день Святой Троицы
11:25
23 июня - Пятидесятница, день Святой Троицы

Текст Дмитрия Романова

  Как ни сладки для слуха и для сердца верующего человека – и ими невозможно пресытиться - слова Пасхальных песнопений, ко дню Святой Троицы он успевает, как правило,  соскучиться по молитве «Царю Небесный…», призывающей благодать Пресвятого и Всеблагого Духа. Десять дней назад мы вместе с апостолами молились возносящемуся Христу: «Владыка, не остави нас сирых…», и, вот, вместе же с ними ныне торжественно воспеваем: «Мы увидели Свет Истинный, прияли Духа Небесного, обрели веру истинную: поклоняемся Нераздельной Троице, ибо Она спасла нас!»

В этот святой и великий день мы вспоминаем и прославляем сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков.

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2,1-4).

Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что он приходится на 50-й день после Воскресения Христова. Сошествие Святого Духа на апостолов есть «свершение» нового, вечного Завета Бога с человеком.

Прообразом нашей Пятидесятницы была Пятидесятница еврейская, которая также отмечалась в 50-й день после Пасхи, так как именно в этот день Моисей принял на Синае Богописанный Закон. Это был Завет (договор) Ветхий (по-славянски – старый), он имел преходящее значение, и исполнен (завершен) он был в пришествии Спасителя (Мф. 5; 17). Новый же Завет есть Завет Вечный, ничего «новее» Нового Завета быть не может, ибо в нем Господь ради нас стал человеком и призвал к теснейшему единству с Собой: что может быть выше этого? Всякие лжепророки и заезжие проповедники, вещающие о «третьем завете», «завете последних времен» пытаются повернуть историю вспять, хотят ввергнуть нас во тьму, в которой Солнце Правды еще не взошло. Как говорится, любой шаг с вершины горы – это уже шаг вниз…

Празднование нашей Пятидесятницы установлено самими апостолами. По сошествии Святого Духа апостолы ежегодно праздновали день Пятидесятницы и заповедали воспоминать его всем христианам (1 Кор. 16,8; Деян. 20,16). Уже в Постановлениях Апостольских есть прямая заповедь праздновать св. Пятидесятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи), сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа» (Книга 5; гл. 20) .

Праздник Пятидесятницы с самых первых времен христианства торжественно праздновался Церковью под названием дня Святого Духа, ибо в древности празднование его еще не разделялось на два дня, как теперь. Особенную торжественность ему придавал обычай древней Церкви совершать в этот день крещение оглашенных (отсюда пение на литургии «Елицы во Христа крестистеся...»). И это глубоко символично, ибо первым проявлением благодати Пресвятого духа, почившего на апостолах, был дар говорения на языках. Для того, чтобы нести Благую Весть во все концы вселенной, Дух Святой умудрил и просветил бескнижных рыбаков (как поется в стихире праздника: «рыбари богословцы показа..») и дал им ведение иных языков, чтобы различные народы удобнее просвещались, слыша проповедь на родном языке.

«В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? (Деян. 2; 5-12)»

Пророк Исаия исчисляет семь действий Святого Духа (семь – число, символизирующее совершенство): «…Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис. 11; 2).

История Церкви показывает, с каким трудом утверждался догмат о равночестном  и единосущном Отцу и Сыну Божественном достоинстве Святого Духа. Многочисленные еретики отвергали Божество Святого Духа, на таких с пламенным словом ополчается святитель Григорий Богослов: «Кто Святого Духа низводит в ряд тварей, тот ругатель, злой раб и злейший из злых. Ибо злым рабам свойственно отвергать владычество, восставать против господства и свободное делать подобным себе рабом (…)Если вы не исповедуете Святого Духа ни несозданным, ни неподлежащим времени, то в вас явно действует противный дух» (Слово 41).

Католики своим пресловутым filioque также нарушают ипостасные свойства Лиц Пресвятой Троицы: они низводят Духа до некой энергии, силы, действующей между Отцом и Сыном.

Чеканный слог божественного Григория возвещает чистейшее православное учение о Святом Духе: «Дух Святой всегда был, и есть, и будет; Он не начал и не прекратит бытия, но всегда с Отцом и Сыном вчиняется и счисляется. (…) Дух всегда был приемлемым, а не приемлющим; совершающим, а не совершаемым; наполняющим, а не наполняемым; освящающим, а не освящаемым; приводящим к обожению, а не вводимым в обожение. Он всегда один и тот же Сам для Себя и для Тех, с Которыми счиняется; невидим, не подлежит времени, невместим, неизменяем, не имеет ни качества, ни количества, ни вида, неосязаем, самодвижен, приснодвижим, свободен, самовластен, всесилен; Он - жизнь и животворящ; Он - свет и света Податель; Он - источная благость и источник благости» (Слово 41).

С того дня, когда Дух в виде огненных языков почил на апостолах, он неизменно пребывает в Церкви, поэтому Пятидесятница есть день рождения Церкви. Церковь же, совершая свое спасительное служение, изливает освящающую благодать Пресвятого Духа на всю вселенную. На иконе «Сошествие Святого Духа» есть интересный элемент: внизу, под дугообразным сводом в полной тьме изображен некий человек в царском венце, держащий полотно с двенадцатью свитками. Этот царь – символическое изображение мира, вселенной (космоса), находящегося во тьме неведения, до тех пор, пока не принял проповедь двенадцати апостолов. Её и символизируют свитки, которые тот держит в своих руках.

Ту же мысль в своей основе имеет трогательный обычай украшать храм ветвями деревьев, травой и цветами в знак того, что вся земля просвещается в этих начатках лучших своих произведений.

Церковь воспевает: «Свет - Отец, Свет - Слово, Свет – и Святый Дух, Который в огненных языках был послан апостолам, и Им весь мир просвещается Троицу почитати Святую».

Святитель Григорий учит нас удерживать свои чувства, свой язык и свой ум, благоговея в безмолвии перед Тайной Святой Троицы;  через века звучат к нам его слова: «Почти день Духа, удержи ненадолго язык свой, если можешь: теперь слово об иных языках; устыдись или убойся сих языков, являющихся в огненном виде!»