Четверг, 02.05.2024, 00:42
«  Февраль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728

Главная » 2014 » Февраль » 18 » 22 февраля - Вселенская родительская (мясопустная) суббота. Память всех от века усопших православных христиан
22:35
22 февраля - Вселенская родительская (мясопустная) суббота. Память всех от века усопших православных христиан
Текст Дмитрия Романова

  Среди суббот всего годового круга выделяются две особые, предназначенные Церковью для об­щего поминовения православных христиан. Эти субботы называются родительскими вселенскими (всеобщими). Родительскими они названы потому, что слово „родители" по-старославянски означа­ет „предки". Это субботы Троицкая, совершаемая накануне празднования дня Святой Троицы, и мя­сопустная, перед неделей мясопустной, называемой ещё Неделей о Страшном суде, так как на ли­тургии читается евангельский отрывок, в котором Господь описывает Своё Второе Пришествие и Страшный суд (Мф.‑25,‑31–46).

Приурочено поминовение усопших к этой субботе потому, что, вспоминая на следующий день Страшный суд, на который предстанут все люди, как живые, так и умершие, мы, по долгу христианской любви, молясь об избавлении нашем от осуждения на этом последнем суде Божием, молимся, чтобы и усопшие наши помилованы были Богом.

Седмица после Недели (воскресенья) о блудном сыне и заключающая её Неделя (воскресенье) называются мясо­пустной по той причине, что на этой Неделе заканчивается вкушение мяса. Само воскресенье называется еще „мясо­пуст" (то есть отпуск мяса, лишение, прекращение вкушения мяса).

В субботу мясопустную Церковь совершает поминовение „всех от Адама и до днесь усопших во благочестии и правой вере".

В этот день Церковь молится особенно о тех усопших, которые, по выражению синаксаря Триоди (поучения), „уза­коненных псалмов и песнопений памяти не получиша", то есть в силу каких-либо исключительных обстоятельств сво­ей смерти не удостоились надлежащего христианского погребения. Особенно молится она о тех усопших, которые были застигнуты внезапной смертью на чужбине, в море и горах, в пропастях, от мора и голода, на войне, в пожа­рах, от стужи и подверглись другим родам смерти.

Мысль о конце нашей жизни, при воспоминании от отшедших уже в вечность, отрезвляюще действует на каждого, кто забыл о вечности и прилепился всей душой только к тленному и мимотекущему.

„Что прельщается человек хваляся? Что всуе смущается?.. Разве мы, человеки, всего лишь брение, что так приле­пились земле? И если мы сродны Христу, то что не притекаем к Нему?",— вопрошает стихира „на хвалитех" субботы мясопустной.

Не следует забывать, что весь этот молитвенный настрой глубоко укоренен в общем контексте подготовительных к Великому посту недель. Формируя правильное наше умонастроение и расположение сердца, Святая Матерь Цер­ковь молитвенно объединяет всех своих верных чад: как составляющих земную, воинствующую Церковь, так и пе­решедших в Церковь небесную, торжествующую.

И разве не естественно накануне дня воспоминания Страшного Суда Господня всем ныне живущим помолиться об умерших своих родственниках и близких людях. Соборная молитва в храме и милостыня, творимая от чистого сердца, объединяют в этот день православных христиан. Даже тем людям, которые, кажется, далеки от Церкви передаётся общий молитвенный настрой и связанные с ним религиозные переживания. Они начинают по-другому смотреть на смерть и осознавать, что умершие люди действительно переселились из земной жизни в жизнь вечную.

Такие мысли благотворно действуют на души верующих, приходящих в храм в Родительскую субботу. Получается, с одной стороны, что соборная молитва и милостыня облегчают участь тех, кто перешёл черту смерти, а с другой стороны, очистительно действуют на живущих ныне христиан.

Так образуется неразрывная связь между людьми, которая свидетельствует о том, что у Бога все живы, неважно, когда закончился твой жизненный путь. Поэтому необходимо именно в Родительскую субботу прийти в храм и помолиться соборно о блаженном успении умерших братьев и сестер наших.