Текст Дмитрия Романова Во вторник Фоминой седмицы, то
есть второй седмицы (недели) по Пасхе, Святая Церковь установила день особого
поминовения усопших. Это первое поминовение после Светлой Пасхальной седмицы.
В этот день мы как бы разделяем
пасхальную радость о Воскресении Спасителя с членами Церкви, уже оставившими
этот мир. По свидетельству святых отцов, этот праздник отмечался на
христианских кладбищах уже в древности. Святитель Амвросий Медиоланский
говорит: «Достойно и праведно есть, братие, после торжества Пасхи, которое мы
праздновали, разделить радость нашу со святыми и мучениками и им, как
участникам Страданий Господа, возвестить славу Воскресения Господня».
А святитель Иоанн Златоуст писал
об этом дне: «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез,
вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и
приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага».
Этот праздник, приобретший в народном
поэтическом языке особое название – Радоница (или Радуница), совершается в девятый день после Пасхи. Этимологически
слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость». Радоница как бы обязывает
христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот,
радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную.
Победа над смертью, одержанная Господом
Иисусом Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными. Образно этот
день называют «Пасха усопших».
Писатель Иван Шмелев в своем
биографическом романе «Лето Господне» о мирной воцерковленной жизни
дореволюционного Замоскворечья делится своими детскими воспоминаниями об этом
празднике: «…Сегодня «усопший праздник»,
- называет Горкин: сегодня
поедем на могилки, скажем
ласковым шепотком: «Христос
Воскресе, родимые, усопшие рабы
Божие! Радуйтеся, все мы
теперь воскреснем!» Потому и зовется – Радуница».
Именно с этого дня Церковь
начинает богослужебное поминовение усопших и, начиная с этого дня,
благословляет посещать кладбища.
Как появился этот обычай?
Как известно, в будние дни
Великого Поста, когда не совершается полной Литургии, не бывает и поминовения
усопших. Все особые поминальные дни (3-й, 9-й, 40-й, година), выпадающие на
«един от дней постных», переносятся на один из ближайших дней, в который может
быть совершена не только панихида, но и полная Литургия. В течение Великого
Поста такими днями являются только субботы, да и то не все. В течение Страстной
и Пасхальной седмицы поминовения также не бывает, поэтому все памяти
откладываются до ближайшего будничного дня, в который может быть совершена
полная Литургия. Таковым и является вторник Фоминой седмицы.
Казалось бы, поминальным днем мог
бы стать и понедельник, но дело в том, что православный богослужебный день
начинается с вечера. Поэтому, если бы поминовение совершалось в понедельник, то
накануне понедельника, после вечерни, следовало бы совершать панихиду, но по
Уставу этого делать еще нельзя, так как этот вечер – вечер Антипасхи.
Следует также знать, что Устав,
хоть и разрешает с этого дня совершать заупокойное богослужение, но он не дает
никаких указаний относительно изменения порядка основных суточных служб. Это
значит, что и при совершении поминовения усопших, в богослужение того дня, в
который случится Радоница, не привносится ничего «специально заупокойного». В
ткань богослужения не вплетаются заупокойные песнопения, ектении и молитвы, как
это бывает в дни Вселенских родительских суббот: Мясопустной и Троицкой. Панихида
совершается после основных суточных служб: вечерни, повечерия, утрени и
Литургии.
Почему на Пасху нельзя ездить на
кладбище?
Приметой нашего времени стал
обычай посещать кладбища в самый день Пасхи. Появился он в годы безбожных
гонений, когда позакрывали все храмы, отняли у людей святыню. В такой великий
день душа жаждет общей молитвы с единоверцами, но храм взорван или обращен в
овощехранилище…. Куда пойти? Единственное доступное святое место – кладбище.
Это место действительно святое, здесь упокоились наши дорогие сродники, здесь
дожидаются они Всеобщего Воскресения и Страшного Суда. В ХХ веке нашим
соотечественникам пришлось уподобиться христианам первых веков, собиравшимся
для молитвы на гробах мучеников, то есть на кладбищах. Сейчас еще немало
пожилых людей, у которых выработалась стойкая привычка посещать кладбище не
только на Пасху, но и в другие большие церковные праздники.
Но то было в период гонений, а
теперь для этого нет ни малейшего основания. По своей сути этот обычай глубоко
противоречит древнейшим установлениям Церкви. Святая Пасха является главой и
сердцем всего богослужебного года. Воскресение Христово знаменует победу над
смертью и прообразует Всеобщее Воскресение. Пасха — время особой и
исключительной радости. Всемирная Пасхальная радость побеждает и превосходит
всякую скорбь и печаль. Поэтому когда мы в Пасху едем на кладбище, мы
обнаруживаем полное непонимание смысла спасительного христианского учения. Мы
показываем свою духовную нечуткость, малодушие и маловерие. Получается, что для
нас печаль об ушедших сродниках и скорбь о временной разлуке с ними становится
важнее, чем радость Вечной Пасхи.
Вера и суеверие
Совершая поминовение усопших в
храме, мы делаем для них самое большое
благо, какое только можем. Следует помнить, что молитва будет действеннее, если
поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
На Радоницу, если позволяют силы,
можно после храма поехать и на кладбище. Если же такой возможности нет, то и на
следующий день или в любой другой.
Вообще, посещение кладбищ и всё,
что связано с поминанием усопших – годы безбожия взяли свое – обросло в
сознании наших сограждан самыми нелепыми суевериями.
Нет нужды перечислять их: они, не
только что в каждой области, - в каждом селе свои. Между тем, несомненная вера
в учение церковное и простой здравый смысл позволят устроить всё благочестиво и
мудро.
Придя на кладбище, надо зажечь
свечу, сотворить молитву. Если есть возможность, хорошо бы пригласить
священника, если нет – в церковных лавках продаются удобные издания для
совершения панихиды и литии по мирянскому чину.
Затем следует прибрать могилу, навести
порядок. Что еще? Помолчать, вспомнить покойного, - больше на кладбище нам
делать нечего.
Не нужно здесь есть или пить,
особенно спиртное. Тем более недопустимо лить водку в могильный холм - этим
оскорбляется память покойного.
Обычай оставлять на могиле
съестное – вовсе не «для усопшего», а для нищих. Они подойдут, прочтут на
кресте имя, помянут и возьмут то, что мы им пожертвовали в память о нашем
сроднике. А некоторые давят и крошат продукты: «Чтобы никто не взял!»
Многие же благочестивые обычаи
следует приветствовать и возрождать. Например, очень хороший обычай высаживать
на кладбище вербу. Ту самую, что освящали в церкви. Иван Шмелев вспоминает этот
обычай, описывая посещение кладбища на Радоницу: «…Горкин тут и схватился: вербочку-то забыли дома! А мы
нарочно свяченую вербу в бутылку
тогда поставили, в Вербное Воскресенье: вот
на Радуницу и посадим у дедушки в
головах, а Мартыну посадим на Даниловском. И верба уж белые корешки
дала, и листочки уж пробивались-маслились...
- и забыли!..»
Молитва за усопших – вот то самое
большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.
По большому счету, покойник не
нуждается ни в гробе, ни в памятнике - все это дань традициям, пусть и
благочестивым. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает нашу веру
в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви. Церкви, имеющей
Главою Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 32).
Вечная живая душа почившего
испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, особенно церковной, потому
что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии
умилостивить Бога.
Святитель Филарет Московский
писал, что мы должны почаще напоминать себе следующие «знакомые, но нередко
забываемые правила:
Первое: молись за усопших с верой
и надеждой милосердия Божия.
Второе: не живи сам небрежно, а
старайся чистой верой и неотлагательным исправлением от грехов упрочить в себе
надежду, что и за тебя по твоей кончине молитвы принесут душе твоей отраду и
помогут ей в достижении вечного покоя и блаженства в Боге, Присноблаженном и
Препрославленном во веки». |